• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В. Павлов. «Накануне»: Гастроли Театра им. Евг. Вахтангова

«Рабочий край». г. Иваново. 6 октября 1949 года

Во многих театрах нашей страны с успехом прошли спектакли, созданные по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Театр им. Евг. Вахтангова, расширяя свой репертуар русской классики, в качестве материала для постановки избрал другой тургеневский роман «Накануне».

В этом произведении изображаются русская жизнь и русские люди «кануна» новой эпохи, эпохи 60-х годов, когда, по замечанию В. И. Ленина, в России была налицо революционная ситуация.

Значение романа сразу же после его появления блестяще раскрыл критик-революционер Н. А. Добролюбов, сделав из него решительные выводы (к которым не склонен был сам Тургенев) о необходимости революционной борьбы с «внутренними турками», т. е. самодержавно-крепостническим строем.

Автор инсценировки «Накануне» А. Н. Арбузов и постановщики спектакля народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Р. Н. Симонов (руководитель постановки) и А. М. Габович отнеслись к тексту романа бережно, с большим уважением и любовью.

И в инсценировке, и в спектакле как центральный мотив настойчиво звучит идея любви к родине, готовность перенести какие угодно испытания ради её блага и свободы. На сцене перед нами происходит целый ряд замечательных русских людей прошлого века, принимающих близкое участие в судьбе своего славянского брата болгарина-разночинца Инсарова, который подчинил свою жизнь одной великой цели — освобождению родины от турецкого владычества. «О, вы, русские, золотые у вас сердца!» — говорит Инсаров, благодарный за братское отношение к себе и своим целям со стороны русских.

«Золотое сердце» прежде всего у главного персонажа произведения — Елены Стаховой, роль которой отлично исполняет артистка А. П. Парфаньяк. В образе этой «удивительной девушки» выступил новый для литературы положительный герой русской жизни. Уже в первой картине мы видим, как она томится в окружающей её обывательской среде, как она стремится к «деятельному добру». Её высоким стремлениям отвечает Инсаров, в нём она увидела человека большой общественной страсти и полюбила его, готовая разделить с ним его судьбу до конца.

Мы ясно чувствуем в образе, созданном актрисой, лучшие черты русской женщины: скромность, самозабвенность, отзывчивость, прямоту характера, жажду к свободе, к большому делу.

Инсаров в исполнении заслуженного артиста РСФСР И. М. Доронина — человек волевого, целеустремлённого, героического характера, вместе с тем не чуждый сильных движений сердца. Правда, иногда в нём хотелось бы видеть больше теплоты.

Молодой учёный Берсенев в скупой, но очень выразительной игре артиста Н. М. Малишевского предстаёт добрым, несколько угловатым, застенчивым человеком. Воспитанный в университете на идеалистической философии, он не прочь поговорить отвлечённо об истине, ему недостаёт прямой, непосредственной цели, однако в своём житейском поведении это верный товарищ, надёжный друг. Всё это зритель прекрасно почувствовал. И всё же хочется сделать артисту Малишевскому один маленький упрёк. В диалоге с Шубиным о словах, которые соединяют людей, он почему-то пропустил слово «Родина». Между тем это слово именно в названном диалоге намечает важнейшую тему спектакля.

Приятель Берсенева художник Шубин в талантливом исполнении артиста В. А. Дугина отличается, говоря словами Тургенева, «счастливой весёлостью здоровья»: он непосредственен, остроумен, лёгок, иногда, может быть, бравурен. В пределах этого общего рисунка роли артист сумел ясно показать, как под влиянием событий в Шубине намечается известная эволюция. Задумываясь над вопросом: «Когда ж наша придёт пора?», он отказывается от своего первоначального эгоистического взгляда на жизнь.

Тонкая ирония Шубина направлена главным образом на осмеяние «фундамента общественного здания» в лице старого дворянского байбака Увара Ивановича, с небольшой, но характерной ролью которого хорошо справился артист Н. В. Пажитнов.

Без нажима в сторону сатиры, но резкими штрихами набрасывает образ своего героя заслуженный артист РСФСР В. Г. Кольцов. Его Николай Артемьевич Стахов (отец Елены) — легкомысленный барин, не могущий понять стремления своей дочери.

Правдиво играла и артистка Д. А. Андреева роль матери Елены.

Даже второстепенные и эпизодические фигуры спектакля получились яркими и живыми. Спектакль отличается исключительной слаженностью и тепло принимается зрителем. Это говорит о больших творческих возможностях вахтанговцев.

В их режиссёрской и актёрской работе ценно и то, что они сумели создать настоящий тургеневский спектакль: зритель постоянно находится под обаянием тургеневского лиризма, юмора, его сочного и меткого, поистине могучего русского языка.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.