• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антонина Паздникова. Прощание для вечности

Спектакль Эймунтаса Някрошюса «Пиросмани, Пиросмани…» лишён линейного сюжета, в нём нет действия как такового. Весь он – крик души, осознание себя и пройденного пути, возвращение к себе. Недаром одна из первых сцен так напоминает картину Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Собеседником главного героя выступает его единственный друг, безмолвный Сторож, Alter ego художника. Его преданность, самоотвержение сопоставимы с потребностью Нико в признании и уважении. Он напоминает ребёнка, бегает вприпрыжку и использует любую возможность обнять художника, быть с ним рядом, наивно повторяет за Нико жесты: одновременно с ним проводит рукой по голове, моет картинку, когда его хозяин стирает свои вещи. Сторож эмоционально вовлекается во всё, что рассказывает художник. Он олицетворяет близость, которую Пиросмани ищет в других людях. В Стороже воплощена искренность, беззащитность, неуверенность, ранимость главного героя.

Другие персонажи – образы, сошедшие с его полотен. У каждого из них свои отношения с творцом. Человек в красной рубашке - предвестник гибели, он предрекает герою смерть, проводя за его спиной ножом, изображая, что перерезает ему горло. Весь этот эпизод напоминает сон, кошмар, Пиросмани находится без сознания, дергается в муках. Маргарита – символ мечты, чистого восторга, поклонения и обожания. Мечта капризна, она является в образе воздушной девушки в ярком платье, с лентами, в наивно-полосатых чулках. Пиросмани говорит, что предпочёл ей другую. Женщина с площади с порезанной шеей и «в белой косыночке» с двумя алыми ягодами, напоминающими кровь на бинтах. Это земная женщина, её образ противоположен образу Маргариты, но именно она спасает и становится проводницей из мира живых, именно её Пиросмани называет святой. Эта женщина убирает расставленные стулья, предназначенные для гостей – никто из живых, реальных людей не придет, все надежды художника растворяются, пока не приходит забвение, к которому Нико призывает женщина: «Пойдем домой», «Спите, господин художник, спите».

Рамы картин, с которых сходят образы, напоминают иконостас. А пишутся картины копотью свечи – ещё один из важных знаков, который обыгрывается в пьесе. Горящая свеча символизирует человеческую жизнь. Эти картины написаны душой, жизненным нервом.

На всём протяжении пьесы Пиросмани говорит о собственной значимости, о том, как все будут на него смотреть в будущем, как будут ценить, как придут к нему любовь и признание. И это будущее оказывается за пределами земной жизни художника. В реальном же, физическом мире героя окружает нищета, которая подчёркивается мотивом быта, обыденности – персонажи всё время что-то моют, стирают, переодеваются, расставляют разнородную мебель. Мрачные декорации – тоже часть внутреннего мира героя. Это можно заметить во многих деталях. Человек в красной рубашке ударяет ножом по ножке стола, и Пиросмани корчится от боли. Чтобы стол перестал «хромать», под ножку подкладывают каблук от башмака художника. Бедность сковывает художника, не дает ему вырваться за рамки физического мира, делает его существование болезненным и мрачным.

Успех тоже мимолётен, земная слава сгорает быстро, как клочок газеты.

Но помимо мучительного суда над собой в спектакле звучит и надежда. В самом начале Пиросмани дарит Сторожу пасхальное яйцо – символ воскресения, а ближе к финалу звучит фраза: «Воскреснем на великом пиру».

Символические похороны – расставание со всем тягостным, что сковывало художника в этой жизни, с нищетой, непониманием, одиночеством и унижением.

Сторож «окропляет» тело художника мукой, возвращает пасхальное яйцо и увозит на тележке – символе крайней бедности, оков жизни, которые больше не побеспокоят Пиросмани. Последняя картина – образ маленького храма, установленного Сторожем, – символизирует вечность.

Майнор «Театр с нуля», преп. Маргарита Кожекина


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.