• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вольф-Дитер Петер. Волшебство комедии

Мир оперы, 1986, № 6

Действие переносится  в Венецию ХVIII в. Это мир сурового патриархата. Но это и мир карнавала и Арлекина – как призрак, бре­дет он через весь спектакль. Временами здесь происходят суматоха и путаница. Зато финал определенный – он утверждает: «На земле всё – потеха». И еще другое: «Мы, люди, прирожденные шуты». (Точно так это сформулировал у Верди бессмертный Фальстаф  [1]). Эта истина видна из поведения Арлекина и других масок – развлекаясь, они рассматривают в зеркале себя, а затем предлагают посмотреться в те же зеркала публике.

Ну а потом Арлекин ныряет в суфлерскую будку и начинает игру. С помощью поднимающихся и опуска­ющихся прожекторов он «бросает» яркие световые пятна на происхо­дящее. Движущая сила и забавный чертенок в одном лице, он несет­ся вихрем через все сцены - и он же заканчивает игру. Свет на сце­не гаснет. Загорается рабочее освещение. Рабочие сцены начинают разбирать пеструю палаццо-архитектуру единой декорации (с ее помощью Боровский может быстро поменять внешнее пространство на внутреннее).

Актеры дружно выходят на  аплодисменты, указывают на костюмы и оформление, и всё это пока Арлекин  не попрощается из суфлерской будки.

Публика ликует. И никто не обращает внимания на то, что  на сцене стоят не люди, а ходячие манекены. Любимов, с помощью своего удивительного чутья, нашел точный образ: он превратил людей в живые фарфоровые фигуры. Как и фигуры в часах-курантах, они начинают двигаться в ритме музыки. Это зрелище доставляет удовольствие, о «глубоком значении» которого не стоит задумываться.

Опус Вольфа-Феррари о четырех гру­бых мужчинах, отказывающих юноше и девушке в том, чтобы они уви­делись, прежде чем стали женихом и невестой, или желающих наказать молодых, когда те их перехитрили, а потом все-таки признающих себя виновными, - этот опус кажется мыльным пузырем. Он свер­кающий, разноцветный, легкий и пустой.

Перед нами волшебная комедия и поучительная пьеса в музыкальной постановке.

Примечание

[1] Дж.Верди «Фальстаф» (1893).

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.