• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анита Пьемонти (Anita Piemonti). «Риголетто» Джузеппе Верди

«Великие спектакли». Флорентийский музыкальный май. Под ред. Раффаэле Монти (Raffaele Monti)

Авторы критических статей:

Лучано Алберти, Мариа Инес Аливерти, Марио Бернардини, Морено Буччи, Пьер Марко де Санти, Чезаре Молинари, Раффаэле Монти, Анита Пьемонти, Анна Пунацци, Альдо Ростаньо, Марио Ведроне

«Риголетто» Джузеппе Верди [1]

«Риголетто» Верди под музыкальным руководством Ханса Графа, театрального режиссера Юрия Любимова, сценографией Стефаноса Лазаридиса и костюмами Лазаридиса и Йохана Энгельса [2] был поставлен в рамках 47-го музыкального фестиваля "Флорентийский музыкальный май" 5 мая 1984 года; затем состоялись еще четыре представления: 8, 11, 13 и 20 мая.

Спектакль сопровождался бурными, даже скандальными обсуждениями, вызванными отчасти постановкой, а отчасти режиссером, человеком, действительно, страстным. Юрий Любимов, которого только что лишили советского гражданства, находясь в Лондоне, пополнил ряды советских изгнанников-диссидентов; флорентийский "Риголетто" стал его первой итальянской работой в сложившемся положении. Любимов приехал на Запад, окруженный славой московского Театра на Таганке, который он создал и которым руководил с 1964 года. Это экспериментальный театр, возникший в период «оттепели», когда в СССР вновь стали обсуждаться такие темы, как спектакль и современность, и когда после двадцатилетнего молчания вышла книга о Мейерхольде [3]. В фойе театра висят четыре портрета: Вахтангова, Станиславского, Мейерхольда и Брехта. В театре нет «четвертой стены» во время представлений. Традиции великого исторического советского театрального авангарда были заново открыты с энтузиазмом и успехом. Опыт Театра на Таганке был непосредственно представлен зрителям «Риголетто».

Лазаридис, с которым Любимов познакомился по случаю постановки "Тристана и Изольды" в Болонье, нашел в сотрудничестве с советским режиссером решающий трамплин для того, чтобы освободиться от свойственного ему до тех пор сценографического направления, конечно, не авангардного. Организация сцены "Риголетто" открыто заявляет о своем историческом авангардном происхождении: в переднем левом углу железная винтовая лестница ведет на террасу, отсюда изогнутая дорожка разграничивает сцену, слегка поднимается до самого центра, а затем спускается к переднему правому углу, отсюда железная лестница ведет обратно на уровень сцены. Пиа Пера в интервью с Любимовым предположила, что мы имеем дело с «перевернутой перспективой иконы [4], византийской и русской традицией сакрального искусства, которая особенно хорошо поддается театральному использованию». Режиссерсэтимсогласился. [Pia Pera, Colloquio con Jurij Ljubimov e Stefanos Lazaridis, in Rigoletto, Teatro Comunale di Firenze, 1984, theatre program, p. 79].

Бедно обставленная сцена до появления певцов была густо заселена манекенами: 13 располагались вдоль извилистой дорожки платформы на нижнем уровне (от Наполеона до Травиаты, от Чаплина до Кармен, от балерины в пачке до Мао); 23 расположены на платформе (от Сталина до Марии Антуанетты, от Робеспьера до Отелло, от Панталеоне до Донны Анны, от фон Штрогейма до Гарибальди); а на вершине винтовой лестницы - Дон Кихот в стиле гравюр Доре [5]; еще выше, подвешенные над самой высокой точкой платформы, три "ангела смерти" в виде венецианских масок XVIII века. В цитированном выше интервью Любимов сказал: «Театры всегда хотят абсолютных новинок...Непривычных. Я же, наоборот, хочу, чтобы мой Риголетто был вечным, независимым от конкретного исторического периода». Затем Стефанос Лазаридис добавил: «Мы представляем не отдаленную мелодраматическую историю, которая потребовала бы ограничений, накладываемых социальным фоном. Мы представляем систему власти и Риголетто, который, чтобы выжить, должен соблюдать правила, работать на систему, но затем, словно бумеранг, система оборачивается против него».

Комментируя спустя некоторое время работу советского режиссера, Лазаридис сказал: «Любимов мало что знает об опере. Он убежден, что оперные певцы не умеют играть на сцене. Поэтому он считает, что для них нужно придумать другой язык: он всегда создает второстепенный сюжет, который разворачивается вместе с музыкой». [Цитата взята из недатированной машинописной рукописи Тома Сатклиффа].

И действительно, когда на сцене, разрезанной резкими переходами света и тени, несущими в себе историческое эхо, Эдита Груберова, летела на качелях от левого края к центру и пела арию Джильды «О, дорогое имя», момент был волшебный. Лазаридис вынес свой вердикт Любимову: "Его невозможно остановить. Он не интеллектуал и действует инстинктивно. В нем есть гений".

Примечания:

Флорентийский музыкальный май – оперный фестиваль, проходящий во Флоренции с 1933 г. Фестиваль основан дирижёром Витторио Гуи с помощью Алессандро Паволини. Первоначально проходил раз в два года, с 1937 г. (за исключением периода Второй мировой войны) ежегодно. Фестиваль открылся ранней оперой Джузеппе Верди «Набукко» и сначала был задуман для представления оперных произведений. В дальнейшем рамки фестиваля расширились, и к его основе — трём-четырём оперным постановкам — прибавилась обширная программа, включающая симфонические концерты, балет и драматические спектакли.

[1] «Риголетто» Джузеппе Верди – опера в трёх актах, написанная в 1850-1851 годах. Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (Le roi s'amuse), в которой главными персонажами были исторические фигуры: король Франции Франциск I и его шут Трибуле. Сюжет оперы, в основном, тот же, что и рассказанный в пьесе. Однако как парижских, так и венецианских цензоров беспокоил нелестный облик, в котором представал французский король. Верди вносит некоторые изменения в «Риголетто»: место действия было перенесено в Италию; король был понижен в ранге и теперь стал герцогом, а его имя было изменено таким образом, что, если и не стало вымышленным, то, по крайней мере, не относилось к существовавшему герцогскому роду. Имя шута тоже было изменено на вымышленное — Риголетто. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в театре «Фениче» в Венеции.

[2] Стефанос Лазаридис - сценограф, наиболее известный своими оперными работами. Сначала стиль сценографии Лазаридиса отличался натурализмом и изобилием, в дальнейшем, работая с авангардными режиссерами, Лазаридис меняет концепцию: в его работах становится все меньше традиционных приемов.

Йохан Энгельс – сценограф, создатель декораций для многочисленных оперных, балетных и театральных постановок.

[3] К.Л. Рудницкий. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969.

[4] Перевернутая или обратная перспектива - метод в живописи, при котором далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Таким образом линии на картине, изображенной в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а "внутри" зрителя.

[5] Наполеон – французский император, государственный и военный деятель.

Травиата (итал. La traviata - «падшая», «заблудшая») – куртизанка Виолетта Валери, главная героиня пьесы «Травиата» Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848). Премьера состоялась 6 марта 1853 года в театре «Фениче» в Венеции и потерпела провал, однако, переработанная, вскоре стала одной из знаменитейших и популярнейших опер.

Чарли Чаплин - американский и английский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, композитор, продюсер и монтажёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино - образа бродяги Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии «Кистоун».

Кармен – героиня одноименной новеллы П.Мериме, молодя испанская цыганка. По мотивам новеллы Жорж Бизе создал оперу, премьера состоялась 3 марта 1875 года в «Опера-комик» в Париже.

Мао Цзэдун — китайский революционер, государственный, политический и партийный деятель XX века, главный теоретик маоизма - идейно-политического течения в рамках коммунистического и национально-освободительного движения. провозглашения После образования Китайской Народной Республики (1 октября 1949 год) Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны.

Сталин — революционер, советский политический, партийный, государственный, военный деятель. С 21 января 1924 по 5 марта 1953 годы — руководитель СССР. Маршал и Генералиссимус Советского Союза.

Мария Антуанетта – королева Франции и Наварры (с 10 мая 1774 года), супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине вместе с Людовиком XVI.

Робеспьер Максимильен – французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой французской революции. Являлся одним из ведущих деятелей демократов в Учредительном собрании, выступал за отмену рабства, смертной казни, а также за всеобщее избирательное право. Его последовательность в отстаивании своих принципов вскоре заслужила ему прозвище «Неподкупный» (L’Incorruptible). После восстания Парижской Коммуны в поддержку арестованных, объявлен Конвентом вне закона и казнён без суда и следствия на следующий день, 10 термидора (28 июля 1794 года) с двадцатью одним из его сторонников.

Отелло – герой одноименной трагедии Шекспира. По мотивам пьесы Джузеппе Верди написал оперу на либретто Арриго Бойто. Премьера состоялась 5 февраля 1887 г. в театре «Ла Скала» в Милане.

Донна Анна – героиня пьесы Тирсо де Молины «Севильский обольститель, или Каменный гость» и написанной по мотивам пьесы оперы В.А.Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник»; жертва Дон Жуана.

Эрих фон Штрогейм – американский кинорежиссёр, актёр, сценарист.

Джузеппе Гарибальди – итальянский полководец, революционер и политический деятель. Один из лидеров национально-освободительного движения против иноземного господства и за объединение раздробленной Италии. Национальный герой Италии.

Дон Кихот– главный герой романа М.Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». По мотивам романа и на либретто Джованни Гастоне Боккерини А.Сальери написал оперу. Премьера состоялась в Бургтеатре в Вене 6 января 1771 года.

Гюстав Доре — французский гравёр, иллюстратор и живописец. Создал серию иллюстраций к «Дон Кихоту». См. Приложение

Перевод с итальянского и примечания Надежды Даниленко, студентки ОП «Филология» НИУ ВШЭ

Приложение


















 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.