• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Пискунова. «Я люблю театр во мне и себя в театре» (Рассказ двух выпускниц о возникновении интереса к театру, роли университета и о том, почему театр — интересная сфера для работы)


Фотографии Анастасии Князевой у театра МХАТ им. Горького (слева)

и Анны Романовой у театра им. Вахтангова (справа), где на новой сцене идет спектакль «Питер Пэн». Фотограф: Екатерина Пискунова.

Театральная сфера сегодня – это обширная область, в которой представлены различные перспективы для трудоустройства. Среди этих возможностей – работа в научном отделе театральных музеев, в департаменте, где решаются организационные и финансовые вопросы в театре, актерская, режиссерская, сценарные сферы.

Обе выпускницы начали свою карьеру в театральной сфере во время учебы на филологическом факультете НИУ ВШЭ, однако в разных направлениях: Анастасия Князева является хранителем музейных предметов в Музее МХАТ, а Анна Романова — участником музыкально-театрального коллектива «Территория», который был основан в 2017 году. В жизни Анастасии и Анны театр играет важную роль с точки зрения профессиональной реализации и личных интересов: в статье они подробнее расскажут, почему работа в театральной сфере столь привлекательна для них.

Роль НИУ ВШЭ

Во время учебы в бакалавриате на филологическом факультете девушки посещали связанные с театром предметы. Среди них — научно-исследовательский семинар «Язык драмы», дополнительные курсы по выбору, которые предлагались Проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI веков, майнор «Театр с нуля», минор «История театра». Последние два предмета не являются исключительно профильными для студентов-филологов: на них могут записаться все желающие бакалавры.

На НИСе «Язык драмы» в жизни Анастасии произошла важная встреча с профессором Е.Н. Пенской. Она стала для нее не просто научным руководителем, а, как подчеркнула девушка, — «матерью в профессиональном деле». Именно благодаря совету Елены Наумовны Анастасия выбрала для себя летнюю практику из предложенных вариантов на филологическом факультете, после которой устроилась работать научным сотрудником в Музей МХАТ. В течение четырех лет под руководством Елены Наумовны девушка занималась детальной проработкой пьесы «Мещане» М. Горького. По итогу продолжительного исследования она защитила на отлично дипломную работу, в которой изучала эту пьесу с ракурса сценического прочтения К.С. Станиславского и К.С. Серебренникова.

Сейчас Анастасия —выпускница одной из магистерских культурологических программ НИУ ВШЭ, где под руководством профессора Елены Наумовны пишет выпускную работу, связанную с историей цензурных отношений в МХТ в период с 1898 по 1910 годы.

Фотография из личного архива Анастасии на вручении дипломов бакалаврской программы «Филология», 2020 год.

В бакалавриате в рамках НИСа «Язык драмы» Анна познакомилась с преподавателем Т.В. Левченко. Как подчеркнула Анна в интервью, Татьяна Викторовна объясняла ей ключевые для написания работы аспекты по театроведению «доступным языком». Именно на этом курсе Анна обозначила для себя исследование темы, связанной с театральными постановками по «Питеру Пэну» Дж. М. Барри. Девушка отметила, что стала изучать творчество Барри, потому что писатель поднимает темы, что важны для нее самой. Среди них — «отношение к детству, любви, семье, смерти».

Во время учебы в НИУ ВШЭ ей удалось поработать с филологом и исследователем творчества Барри А.Л. Борисенко.С октября 2022 года Анна приступит к дистанционному обучению в университете в Мане, в долине Луар, на факультете детской литературы, так как там у нее появится возможность познакомиться и поработать с французской исследовательницей творчества Барри — Натали Пранс.

После окончания филологического факультета в 2021 году с красным дипломом Анна продолжает изучать произведения Барри и его сценические интерпретации: в конце четвертого курса НИУ ВШЭ она стала параллельно учиться во Французском университетском колледже при МГУ. Весной 2022 года девушка завершила обучение в колледже, написав диплом, тема которого – «Дети и птицы: современный миф в романе Дж. М. Барри «Белая птичка» и пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»».

Фотография из личного архива Анны на вручении дипломов бакалаврской программы «Филология», 2021 год.

О карьерном пути выпускниц НИУ ВШЭ

В интервью Анастасия подчеркнула, что день в 2018 году, когда она стала работать в Музее МХАТ (в отделе архивных фондов и книжных коллекций), стал одним из самых счастливых в ее жизни, так как эта работа — ее мечта. Даже в свободное от работы время Анастасия читает книги, которые связаны с МХАТ, его историей, ходит в МХТ им. Чехова на спектакли.

Анастасия отметила, что в исполнение ее обязанностей входят:

  • проведение экскурсий;

  • компьютеризация фондов музея (она делает для каждого предмета свою электронную карточку в системе «КАМИС», производит оцифровку документов);

  • осуществление научно-фондовой обработки документов, что означает создание обложки с описанием предмета;

  • организация проектов: например, в ноябре 2021 года Анастасия стала одним из участников совместного проекта Музея МХАТ и Школы-Студии МХАТ. Выставка «Школа Театра. Художники» открылась после встречи труппы с новым художественным руководителем К.Ю. Хабенским.

 


Фотографии из личного архива Анастасии.

  • реализация планов для развития новых возможностей в музее: например, в январе 2022 года Анастасия в составе команды стала лауреатом конкурса «Без исключения» от Благотворительного фонда Александра Светакова «Свет». Они получили грант для музея Московского Художественного академического театра на реализацию проекта «Прикоснись к театру». Этот проект направлен на создание возможности для незрячих гостей при посещении музея воспринимать информацию с помощью «прикосновения» к представленным в экспозиции предметам. Оно по обозначенному плану будет сопровождаться аудиозаписью голосов актеров театра. Задача этого гранта – осуществить, как отмечено на сайте фонда, «поддержку и развитие успешных инклюзивных практик в московских музеях, создание равных возможностей для всех посетителей и преодоление стигматизации людей с инвалидностью».

 

Фотография из личного архива Анастасии, на которой она вместе с создателем фонда «Свет» Александром Светаковым во время награждения в Пушкинском музее. Оно состоялось 24 января 2022 года.

Выбор направления исследования в жизни Анны, связанного с произведением Барри, повлиял на ее карьеру: после определения темы она стала посещать постановки в театрах столицы, чтобы собрать материал для своей работы. После спектакля «Питер Пэн» в Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова Анна познакомилась с актером Богданом Щукиным, который также является одним из ведущих актеров Московского драматического театра «Модерн». От него Анна узнала про создаваемую им и другими молодыми людьми актерскую группу «Территория». Эта «художественная группировка», как отмечено в профиле группы, – содружество актеров и музыкантов, которые делают театральные постановки и концерты о поэтах (среди уже поставленных – спектакль «Маяковский», а также музыкально-поэтический концерт, посвященный Есенину («Есенин»)). Спустя месяц она присоединилась к молодым людям (Ивану Авдееву, которому принадлежит идея создания группы, Богдану Щукину, Георгию Шимоненко). Помимо них, сейчас в группе также задействованы Никитина Баловнев, Илья Афанасьев.

Уже несколько лет Анна является участником группы, в которой она ответственна за помощь в выборе стихотворений для концертов, продвижение, рисование афиш, рекламу, подбор площадок, координацию с организаторами, вопросы аренды. Анна принимала участие в театральных постановках, планируя больше развиваться в этом направлении. Быть частью «Территории» для Анны — огромная ценность, так как именно в этом проекте она может полностью проявить свой творческий потенциал, воплотить задумки (среди которых – выбор стихотворений для выступлений) и ощущать себя частью театрального мира.

 

Фотография Анны из личного архива с участниками группы «Территория».

28 мая 2022 года коллектив представит театральную работу «Есенин» в ЗИЛе в рамках «Библионочь-2022». Вход свободный.

А дальше мы оставляем интервью с Анастасией и Анной, где они расскажут подробнее о том, в связи с чем у них возник интерес к театральному миру, как в этом процессе проявилась роль университета, актуальны ли сегодня для молодых людей посещение спектаклей или карьера в музее театра, какие привилегии есть у девушек благодаря работе в театральной сфере, а также за что они любят атмосферу театра.

Увлекались ли вы театром до поступления в НИУ ВШЭ?

Анастасия: Театром в начальной и средней школе я не увлекалась. Я из такой семьи, где родители никогда не водили меня в театр. Я встречаю людей, которые рассказывают, как они в детстве вместе со своими родителями ходили в театры, именно поэтому у них появился интерес к спектаклям.

Я стала увлекаться театром только в 10 классе, когда прочитала пьесу Горького «На дне». Мне очень понравилось произведение, и я захотела увидеть его на сцене. Тогда я пригласила свою бабушку в МХАТ им. Горького на постановку «На дне» режиссера В. Беляковича. Она мне безумно понравилась. Я до сих пор с теплотой в сердце вспоминаю отрывок монолога Сатина в самом конце спектакля, как его читает актер В.В. Клементьев: это было прекрасно!

 

Фотография из личного архива Анастасии: МХТ им. А.П. Чехова, 2015 год.

Анна: В школе я не была вовлечена в театральную деятельность, поскольку ее просто не было.

В моем случае любовь к театру возникла под влиянием родителей, бабушки, мамы. Мы ходили часто в театр, когда я училась в школе, и мне просто нравилось смотреть спектакли, меня тянуло в эту сферу.

Как в НИУ ВШЭ вы продолжили развивать интерес к театральным постановкам?

Анастасия: Я записалась на первом курсе на все предметы по театру, так как взаимодействие литературы и театра показалось мне безумно интересным.

Все мои курсовые и ВКР построены на исследовании пьесы Горького «Мещане». Эта тема была в списке предлагаемых пьес для написания курсовой работы, а именно — по их сценической истории. У меня был жив интерес к пьесе «На дне», которую я посмотрела самой первой, поэтому подумала, когда увидела в списке пьесу Горького «Мещане», что это тоже должно быть интересно для исследования.

Я прислушалась к мнению преподавателей НИСа Елены Наумовны Пенской и Ольги Николаевны Купцовой, которые сказали, что «следует взять одну пьесу и изучать ее сценическую постановку в течение четырех лет, тогда ВКР получится полным и серьезным исследованием». Сперва это было исследование сценической истории, а потом (на протяжении трех лет) — анализ самых ярких постановок.

Анна: На втором курсе я выбрала тему для курсовой работы про Питера Пэна, а после я пошла смотреть все спектакли в Москве. Я вовлечена в эту тему с того момента: я и сейчас хожу на театральные постановки, которые выходят про этого героя (из последнего — «Питер Пэн. Фантомные вибрации» в Театрально-Культурном центре имени Вс. Мейерхольда).

На что вы обращаете внимание во время спектакля?

Анастасия: До того, как я поступила в университет и начала действительно смотреть взглядом профессионала на спектакль, я была не очень часто в театре. Тогда я смотрела на спектакль, как на литературное произведение. Я анализировала сюжет, я была, как простой зритель, который смотрит на картинку.

А теперь, когда я обладаю некоторыми профессиональными навыками, обращаю внимание на работу режиссера, на то, как он ставит это произведение, как он его интерпретирует, как играют актеры, как работает художник, какие декорации он создал, как он вместе с режиссером строит мизансцены, как они играют со светом на сцене.

Анна: Когда я смотрю на спектакли сейчас, став участницей проекта «Территория», я понимаю, что стоит за театральной постановкой, какой труд скрыт. Я не воспринимаю спектакли больше, как картинку или как просто готовый продукт. Я вижу, как все это непросто, а также знаю, сколько человек в этот процесс вовлечено.

Что вам нравится больше всего в театральной атмосфере?

Анастасия: Мне нравится приходить в театр, даже когда нет спектаклей. Я люблю эту общую рабочую атмосферу, так как каждый человек занимается творчеством — это одно большое коллективное действие. Главное, чтобы людям нравилось этим заниматься, так как работать в театре просто за зарплату — очень изнуряюще. Если ты готов работать в театре, то нужно понимать, что у тебя будет ненормированный график, поэтому эту работу надо любить и отдаваться делу на 100%.

Анна: В театре я по-настоящему ощущаю себя творческим человеком. Когда ты можешь что-то создать, эти чувства непередаваемы!

Я приобрела благодаря театру друзей, интересное дело, осознала, что для меня есть смысл в жизни, что я не зря живу.

Я люблю театр во мне и себя в театре, и мне хочется делать что-то такое, что смогут оценить и другие люди. Поэтому, когда мы с ребятами из «Территории» выступаем на сцене, на эти спектакли я смотрю, как на наших детей. Я всей душой болею за то, что происходит!

В социологических опросах ВЦИОМ отмечается рост интереса людей к театру, при этом специалисты указывают, что молодежь по посещению уступает людям среднего возраста. Встречаете ли вы молодых людей на работе?

Анастасия: Я вижу не так много молодых людей, которые заинтересованы театральным миром, как хотелось бы. Мой мир — театрально-музейный, и в нем я вижу мало людей нашего возраста. Когда я пришла на работу в Музей МХАТ, то нас было трое молодых (одному из коллег было тогда 33 года, а другому — 31), среди которых я все равно была самой юной, да и сейчас все остается так.

В основном в музее работают люди старшего поколения, которые на этом месте уже по 20-30 лет. Если молодые приходят, то они не сильно увлечены театром, а просто работают за зарплату, а именно таких, как я, молодых людей, увлеченных своим делом, немного: и это все те же три человека, о которых я упоминала ранее. Хотя вот недавно пришли еще несколько человек, чему я рада.

Аня: Я считаю, что, наоборот, больше появляется молодых людей, которые заинтересованы театральном миром. Меняется сама форма постановок: мы уходим от привычных рамок, пробуем новое, учитываем опыт предшественников. Такая компиляция позволяет объединять поколения, благодаря чему создается современное искусство.

Коллектив «Территории» — молодые люди. Наша группа наполовину состоит из актеров из Театрального института имени Бориса Щукина.

Спектакль «Маяковский» в доме И.С. Остроухова (9 марта 2019 года). На фотографии: Богдан Щукин и Иван Авдеев.

На кадре: Иван Авдеев и Георгий Шимоненко. Снимки из личного архива Анны.

Какие привилегии у вас есть благодаря вашей работе в театральной сфере?

Анастасия: Главная привилегия — доступ к архивам. Раньше я не могла просто так приходить в архивы, сейчас, спустя более трех лет стажа, уже не так.

Еще я могу посещать встречи в читальном зале с людьми из этой сферы — сотрудниками научного сектора Школы-Студии МХАТ, исследователями по истории МХАТ.

Со мной работала женщина, которая исследовала историю Художественного театра, но работала у нас, а не в Школе-Студии МХАТ. Ей исполнился 81 год, поэтому она ушла на пенсию, но она ходячая энциклопедия МХАТа. За такие знакомства я благодарна своей работе.

Анна: Во-первых, знакомства в этой сфере — это огромная привилегия! Театр может сплотить людей из разных стран и профессий, мне нравится с ними общаться, становиться причастной к их деятельности.

Во-вторых, возможность проявить себя и быть, кем ты хочешь. Для меня это является ключевой ценностью! Иногда в институтах и школах творческих людей сдерживают, не позволяют раскрыться, а в театре нам никто не создает никаких рамок. Репертуар у нас в группе всегда новый, так как мы развиваемся, взрослеем, что отражается в наших работах.

Кто восхищает вас в вашей сфере?

Анастасия: Люди вокруг. Например, к нам в музей часто приходит женщина: она была правой рукой актера Олега Николаевича Ефремова. Когда он умер, она поработала в МХАТ, а потом перешла в научный сектор Школы-Студии МХАТ, где стала работать, как исследовательница. Она пишет научные статьи, а также является одной из тех ученых, которые регулярно приходят к нам в читальный зал и которые занимаются этим всю свою жизнь.

Анна: Меня восхищает любой человек, который приходит в театр: от сотрудников, которые работают в театре, до зрителей, потому что я понимаю их мотивацию быть в театре. Чувствуешь себя неодиноким, понятым, когда вижу зрителей. Это удивительно!

Восхищает, когда после спектакля люди аплодируют, ребята кланяются, это длится много минут. Я обожаю, когда мы в конце все собираемся, просто молчим несколько минут. В этот момент мы понимаем, что сделали нечто волшебное!

Наши героини приглашают всех желающих в Музей МХАТ, на спектакли в МХТ им.Чехова и в «Территорию», за анонсом мероприятий можно следить в социальной сети группы и на сайте театра.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.