ПРОЕКТ «ЗАРУБЕЖНЫЕ КРИТИКИ О СПЕКТАКЛЯХ Ю. ЛЮБИМОВА»
Мировой театр хорошо знает Ю.П. Любимова. А у нас о его зарубежных постановках известно очень мало. Одна из задач Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова – собирание материала об этих почти не известных у нас работах режиссера.
Проект "Зарубежные критики о спектаклях Любимова" постоянно работает в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Руководитель Елена Леенсон ().
Работа в проекте предполагает отбор театрально-критических рецензий и театроведческих работ зарубежных специалистов для перевода их на русский язык с последующим переводом студентами НИУ ВШЭ с английского, французского, немецкого, итальянского, венгерского и других языков. А также переписку на иностранном языке с обладателями авторских прав для выяснения возможности размещения переведенных материалов в онлайн архиве на сайте НИУ ВШЭ. Кроме того, желательна подготовка материала к публикации, в том числе редактирование, составление списка вопросов для комментирования и частичное их комментирование (в зависимости от степени сложности рассматриваемых вопросов).Подготовленные к публикации материалы о спектаклях Ю.П.Любимова, поставленных как в России, так и зарубежом, размещаются в онлайн архиве лаборатории.
В 2018-2019 году в проекте работали: Екатерина Сокольникова, Екатерина Мешалкина, Лилиана Комова.
В 2019-2020 году в проекте работали: Екатерина Назарова, Диана Назмутдинова, Дарья Гиревая, Анастасия Рухлядева, Анастасия Волкова, Лариса Прюнье-Шестак.
В 2020- 2021 году в проекте работали: Алеся Волкова, Екатерина Латунина, Арсэн Мелкумов, Елена Солдатова, Мария Стрижак, Валентина Шатылович.
В 2021 - 2022 году в проекте работали: Дроконов Владислав, Дитюк Екатерина, Кулик Елизавета, Костенка Диана, Шейдабекова Арина, Чистякова Валерия.
В 2022 - 2023 году в проекте работали: Анастасия Болховская, Евгения Ксенафонтова, Дарья Корчинская, Елизавета Ермакова, Кристина Стефанова, Ирина Лавринович, Анастасия Сейнова.
Чтобы было ясно, как много задач еще предстоит решить в ходе реализации проекта, перечислим зарубежные спектакли, Ю.П.Любимова.
За границей Любимов известен не только как драматический режиссер, но и как постановщик опер.Немало оперных спектаклей Любимов поставил за границей еще до своей вынужденной эмиграции, только три из них в знаменитом миланском театре Ла Скала: «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно (1975), «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского (соответственно 1979 и 1981). Кроме того, были поставлены «Трехгрошовая опера» по Б. Брехту и К. Вайлю (Национальный театр, Будапешт, 1981), «Четыре грубияна» Э. Вольфа-Феррари (Мюнхен, Штаатсопер, 1982), «Дон Джованни» В. Моцарта (Будапешт, Национальная Опера, 1982), «Саламбо» М. Мусоргского (Неаполь, Театр Сан Карло, 1983) и «Лулу» А. Берга (Турин, Театр Реджио, 1983), «Тристан и Изольда» Р.Вагнера (Италия, Болонья, Театр Коммунале, 1983).
В годы эмиграции и позднее Ю.П.Любимов поставил оперы «Риголетто» Дж. Верди (Театр Коммунале, Болонья, 1984), «Фиделио» Л. Бетховена (Штатсопер, Штутгарт, 1985), «Страсти по Матфею» И.С. Баха (Ла Скала, Милан, 1985), «Саламбо» М.Мусоргского (Гранд Опера, Париж, 1986); «Мастер и Маргарита» Р. Кунада (Оперный театр, Карлсруэ, 1986); «Енуфа» Л. Яначека (Оперный театр, Цюрих, и Ковент Гарден, Лондон, 1986; Штатсопер, Бонн, 1993); «Евгений Онегин» П. Чайковского (Штатсопер, Бонн, 1987); «Тангейзер» Р.Вагнера (Штатсопер, Штутгарт, 1988); «Золото Рейна» Р. Вагнера (Ковент Гарден, Лондон, 1988), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (Штаатсопер, Гамбург, 1990), «Пиковая дама» П. Чайковского (Штаатсопер, Карлсруэ, 1990; Штатсопер, Бонн, 1996), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (Штаaтсопер, Мюнхен, 1991), «Набукко» Д. Верди (Штатсопер, Бонн, 1997), «Апокалипсис» В. Мартынова (Церковь Святой Катерины, Таллинн, 2001).
Драматические постановки Ю.П.Любимова зарубежом: «Десять дней, которые потрясли мир», Д. Рид (Гавана, 1977), «Обмен» по повести Ю. Трифонова (Театр Сиглигеты, Сольнок, 1978), «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому (Театр Вигсинхаз, Будапешт, 1978: Театр Лирик Хаммерсмис, Лондон, 1983; Арена Стейдж, Вашингтон, 1987), «Бесы» по Ф. М. Достоевскому (Театр Альмида, Лондон; Театр Европы, Париж, Арена дель Соле, Болонья, Пикколо Театр, Милан, 1985), «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину (Арена дель Соле, Болонья, 1985), «Мертвые души» по Н. В. Гоголю (Бургтеатр, Вена, 1986), «Закат» по И. Бабелю (Театр Габима, Тель-Авив, 1986), "Лулу" А. Берга (Театр Лирик, Чикаго, 1987), «Добрый человек из Сезуана» по Б. Брехту (Национальный Театр Габима, Тель-Авив; Муниципальный театр, Беэршева, 1988), «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину (Королевский Драматический Театр, Стокгольм, 1986), «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову (Королевский драматический театр, Стокгольм, 1988), «Гамлет» по В. Шекспиру (Театр Хэймаркет, Лестер; театр Гинза, Токио, 1989), «Подросток» по Ф. М. Достоевскому (Национальный театр, Хельсинки, 1991), «Комедианты» по А. Н. Островскому (Национальный театр, Хельсинки, 1992), «Чайка» по А. П. Чехову (Театр Дионисия, Афины, 1993), «Кредиторы» по А. Стриндбергу (Театр Дионисия, Афины, 1994), «Птицы (фрагменты)» по Аристофану (Театральный фестиваль, Дельфы, 1995), «Вишневый сад» по А. П. Чехову (Театр Кати Дандулаки, Афины, 1995).
Добавим также, что спектакли Любимова удостаивались высших театральных премий, например в Австрии – премии Иозефа Канца. Режиссера приглашали в свои театры крупнейшие режиссеры мира – например, «Бесы» шли в парижском Театре Европы по приглашению Д.Стрелера, «Пир во время чумы» и «Мастер и Маргарита» в стокгольмском Королевском драматическом театре – по приглашению И.Бергмана.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.