• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Протоколы обсуждения спектакля «Берегите ваши лица» представителями Главного Управления культуры исполкома Моссовета от 3-6 февраля 1970

Черновые экземпляры

Начато

Окончено 3-6 февраля 1970 г.

На 11 листах

 

Центральный Государственный архив

Литературы и искусства СССР

Ф 2485, оп.2, ед.хр. 1503

Микрофотокопия 

Обсуждение спектакля «Берегите ваши лица» в Управлении культуры 3-го февраля 1970 г. 

Совещание в Управлении Культуры 3-го февраля 1970 г.

Родионов. Я прочитал и мне кажется, что это не все в точности целиком, что мы видели – в смысле текста. Хотелось бы послушать консультанта. Если есть замечания – послушаем.

Дымшиц. 2 замечания автора по тексту и режиссуре.

1- Режиссерская интерпретация

1) шедевры искусства (задник) - еще подумать

2) переход от одного к другому (от комплекса к комплексу) – и хотя есть рапсодичность построения, но там есть и железная логика. И моменты переходов надо продумать. Вот первый переход – мотивы «озера». С точки зрения зрительской надо найти.

3) переход по теме «Кучума». – Я не знаю как? Но надо найти. Сюжет идет за сюжетом, а перехода, цельного, связок – нет.  Ощущение тогда «лоскутности».

Родионов. Я присоединяюсь к тому, чтобы связать новым текстом. Эпиграф ко 2-ой части на Брехта.

Действие может проходить в любой <нрзб.> Этот эпиграф – решить нужно. Эпиграф делать не ко 2 части, а к спектаклю в целом.

Переход к «Америке» - тоже нужно найти.

Монологи Славиной и Высоцкого

<...>      к «Америке» нужно чем-то отделить одно от другого, но вместе с тем и связать – вот диалектика.

После темы «суда над мастером» - переход к эпилогу, где появляется уже Советская тема. И переход к Шушенскому – очень важной теме. Режиссура великолепна.

По тексту: темы из Родена – уже лучше, но купюры нужны.

Вымарка нужна: «Стой на своем, ес…»

«Озеро» - я бы заменил «Гетто в озере» на «лагерьв озере».

Роден писал не для нашего общества

Это изменило бы тональность. Изменения носят «мелкий» характер, не бойтесь моих предложений.

«Есенин» ложится хорошо, где о Кеннеди, а вот где «Лорка», по-моему,  не надо.

1812 г. - я бы убрал, штука связана с патриотической историей.

«Пускай от вавилон

<…>

К «Кучуму» нужен переход, это какая-то внутренняя связка, хотя бы светом.

И необходим переход к «Шушенскому», очень хороший кусок «нахмуренные толпы как партизаны….» А тема – человек, личность, когда он искра своего времени, и здесь Ленин главное эпохи. А вот тот кусок, о котором говорил Дымшиц, - он с худож. сантиментами и вносит ненужное в тему.

Моя любимая тема «красота – спасение», подымание личности, но эта тема здесь невыполнима. «Лицо свободы различайте вы. О Пугачеве - и сразу

Вознесенский.  почему я поставил перед Красотой Пугачева – так ведь революционность и есть красота, не эстетская, а революционная.

Родионов. Тогда задник не звучит. И  вы задумали для себя, но нужно это передать еще зрителю. А получается другое толкование.

Скорино. Красота может облагородить, но усилить революционность – нет.

Родионов. Эти две строчки нужно опустить.

Скорино. Спектакль уже стал обозримее, компактнее. И производит он сильное, красивое впечатление.

И даже незаметно, что вы сократили. А Эпилог очень сильный – между миром исканий и миром свершений.

Назаров. Как с Родэновскими высказываниями?

Любимов. А мы их помарали, я не возражаю.

Вознесенский. Почему вы против «Гетто в озере»? А мне дороги эти рифмы, очень жизненные. О фашизме можно сказать: «Мы помним скорбные колокола Хатыни, о Чехословакии даже

Родионов. Не надо перечислять фамилии

Любимов. Я не согласен, это ведь реальные люди и перестройки будут неточные. Это судьбы людей. Ритмы перехода как мемориальная доска.

Назаров. Много еврейских фамилий, нужно добавить фамилии разных национальностей. А то очень настойчиво, русские и евреи. Очень ограничен список, да еще повторяется несколько раз.

Вирен. Я смотрел ….

<...>

 …велик и сразу не осознаешь.

Родионов. Нужно очень четко, за счет дикции, и иногда паузу сделать. Чтобы люди переварили и осознали. Работа со словом в этом спектакле очень сложная.

Вирен. Где-то пусть будет и повтор, т.к. осознавать трудно, а все очень значимо.

Любимов. Я это принимаю, мы с Вознесенским еще раз проверим. Но нужно проверить и на публике.

«Антимиры» меня смущали, но они были приняты и спектакль идет уже 350 раз.

Гадать без публики трудно

Назаров. Кеннеди – тему расширить, можно еще и Кинга.

Дымшиц. Я об этом думал, но Кеннеди это одно, а Кинг - другое

Вирен. Эскизы – связи может и не нужны, но где-то

<...>

Вознесенский. Согласен.

Гудят колокола с Орадура, камни Лидице, Освенцима и громкая тишина этого безвестного озера.

«Золотая Рива, имя другое, или как-нибудь еще?»

Любимов. Пикассо мы сняли, кусок не Ж

Любимов. Мы передали текст Смехову, и все встанет на места.

Родионов. Возвращусь к «Озеру». Есть неточности.

Вознесенский.  Согласен. Переделаем, дадим по Радио .
Затем «скорбная» тишина этого Озера.

Родионов. Вычеркните 2-х Бирман.

Любимов. Хорошо. Сделаем 2-х Бойко.

Родионов. Уберите «Гетто». Дайте названия лагерей и равных по национальности, и (Лидице, Освенцим, Орадур, Хатынь). Тогда можно «Гетто» как продолжение перечислений

Вирен. Иногда нечетко проведена линия – где капиталистические порядки, где – наши. Четче разграничьте. Иногда – как по телеграфу, никаких разграничений. «Тьма» - «Мать» - необходимо серьезнее,  «Мать-родина» чтобы была. В «Суде» нужна адресность. «Мужайся – оклеветанный» - это к чему.

Любимов. О ненужной молве, клевете. Чтобы не было грязи о людях. Я все записал, все просмотрим.

Родионов. О белом, земном?? А дольше – сразу «оклеветанные».

Вознесенский. О лужайках, лагерях и т.д.  Это даже в голову не придет.

Любимов.  Придумаем насчет лагерей.

Родионов. Нужно выводить соотношения с девальвацией минут и часов, чтобы не было неточности. Вымарайте о «Потылихе».

Любимов. Это сделаем. Родионов. Что такое лемехи, Канты? Мутгайки. Кант был ученым.

Любимов. Сделаем Кванты, изменили имена – посмотрим. И т.д.

Родионов. Ленинский кусок хорошо бы развить.

Любимов. Мы уже сделали, больше не выйдет.

Родионов. Вставка о том, что в этом Зале выступал Ленин? Как-то мелко прозвучало. Нужно укрупнить. «Мемориальная»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.