Протоколы обсуждения спектакля «Берегите ваши лица» представителями Главного Управления культуры исполкома Моссовета от 3-6 февраля 1970
Черновые экземпляры
Начато
Окончено 3-6 февраля 1970 г.
На 11 листах
Центральный Государственный архив
Литературы и искусства СССР
Ф 2485, оп.2, ед.хр. 1503
Микрофотокопия
Обсуждение спектакля «Берегите ваши лица» в Управлении культуры 3-го февраля 1970 г.
Совещание в Управлении Культуры 3-го февраля 1970 г.
Родионов. Я прочитал и мне кажется, что это не все в точности целиком, что мы видели – в смысле текста. Хотелось бы послушать консультанта. Если есть замечания – послушаем.
Дымшиц. 2 замечания автора по тексту и режиссуре.
1- Режиссерская интерпретация
1) шедевры искусства (задник) - еще подумать
2) переход от одного к другому (от комплекса к комплексу) – и хотя есть рапсодичность построения, но там есть и железная логика. И моменты переходов надо продумать. Вот первый переход – мотивы «озера». С точки зрения зрительской надо найти.
3) переход по теме «Кучума». – Я не знаю как? Но надо найти. Сюжет идет за сюжетом, а перехода, цельного, связок – нет. Ощущение тогда «лоскутности».
Родионов. Я присоединяюсь к тому, чтобы связать новым текстом. Эпиграф ко 2-ой части на Брехта.
Действие может проходить в любой <нрзб.> Этот эпиграф – решить нужно. Эпиграф делать не ко 2 части, а к спектаклю в целом.
Переход к «Америке» - тоже нужно найти.
Монологи Славиной и Высоцкого
<...> к «Америке» нужно чем-то отделить одно от другого, но вместе с тем и связать – вот диалектика.
После темы «суда над мастером» - переход к эпилогу, где появляется уже Советская тема. И переход к Шушенскому – очень важной теме. Режиссура великолепна.
По тексту: темы из Родена – уже лучше, но купюры нужны.
Вымарка нужна: «Стой на своем, ес…»
«Озеро» - я бы заменил «Гетто в озере» на «лагерьв озере».
Роден писал не для нашего общества
Это изменило бы тональность. Изменения носят «мелкий» характер, не бойтесь моих предложений.
«Есенин» ложится хорошо, где о Кеннеди, а вот где «Лорка», по-моему, не надо.
1812 г. - я бы убрал, штука связана с патриотической историей.
«Пускай от вавилон
<…>
К «Кучуму» нужен переход, это какая-то внутренняя связка, хотя бы светом.
И необходим переход к «Шушенскому», очень хороший кусок «нахмуренные толпы как партизаны….» А тема – человек, личность, когда он искра своего времени, и здесь Ленин главное эпохи. А вот тот кусок, о котором говорил Дымшиц, - он с худож. сантиментами и вносит ненужное в тему.
Моя любимая тема «красота – спасение», подымание личности, но эта тема здесь невыполнима. «Лицо свободы различайте вы. О Пугачеве - и сразу
Вознесенский. почему я поставил перед Красотой Пугачева – так ведь революционность и есть красота, не эстетская, а революционная.
Родионов. Тогда задник не звучит. И вы задумали для себя, но нужно это передать еще зрителю. А получается другое толкование.
Скорино. Красота может облагородить, но усилить революционность – нет.
Родионов. Эти две строчки нужно опустить.
Скорино. Спектакль уже стал обозримее, компактнее. И производит он сильное, красивое впечатление.
И даже незаметно, что вы сократили. А Эпилог очень сильный – между миром исканий и миром свершений.
Назаров. Как с Родэновскими высказываниями?
Любимов. А мы их помарали, я не возражаю.
Вознесенский. Почему вы против «Гетто в озере»? А мне дороги эти рифмы, очень жизненные. О фашизме можно сказать: «Мы помним скорбные колокола Хатыни, о Чехословакии даже
Родионов. Не надо перечислять фамилии
Любимов. Я не согласен, это ведь реальные люди и перестройки будут неточные. Это судьбы людей. Ритмы перехода как мемориальная доска.
Назаров. Много еврейских фамилий, нужно добавить фамилии разных национальностей. А то очень настойчиво, русские и евреи. Очень ограничен список, да еще повторяется несколько раз.
Вирен. Я смотрел ….
<...>
…велик и сразу не осознаешь.
Родионов. Нужно очень четко, за счет дикции, и иногда паузу сделать. Чтобы люди переварили и осознали. Работа со словом в этом спектакле очень сложная.
Вирен. Где-то пусть будет и повтор, т.к. осознавать трудно, а все очень значимо.
Любимов. Я это принимаю, мы с Вознесенским еще раз проверим. Но нужно проверить и на публике.
«Антимиры» меня смущали, но они были приняты и спектакль идет уже 350 раз.
Гадать без публики трудно
Назаров. Кеннеди – тему расширить, можно еще и Кинга.
Дымшиц. Я об этом думал, но Кеннеди это одно, а Кинг - другое
Вирен. Эскизы – связи может и не нужны, но где-то
<...>
Вознесенский. Согласен.
Гудят колокола с Орадура, камни Лидице, Освенцима и громкая тишина этого безвестного озера.
«Золотая Рива, имя другое, или как-нибудь еще?»
Любимов. Пикассо мы сняли, кусок не Ж
Любимов. Мы передали текст Смехову, и все встанет на места.
Родионов. Возвращусь к «Озеру». Есть неточности.
Вознесенский. Согласен. Переделаем, дадим по Радио .
Затем «скорбная» тишина этого Озера.
Родионов. Вычеркните 2-х Бирман.
Любимов. Хорошо. Сделаем 2-х Бойко.
Родионов. Уберите «Гетто». Дайте названия лагерей и равных по национальности, и (Лидице, Освенцим, Орадур, Хатынь). Тогда можно «Гетто» как продолжение перечислений
Вирен. Иногда нечетко проведена линия – где капиталистические порядки, где – наши. Четче разграничьте. Иногда – как по телеграфу, никаких разграничений. «Тьма» - «Мать» - необходимо серьезнее, «Мать-родина» чтобы была. В «Суде» нужна адресность. «Мужайся – оклеветанный» - это к чему.
Любимов. О ненужной молве, клевете. Чтобы не было грязи о людях. Я все записал, все просмотрим.
Родионов. О белом, земном?? А дольше – сразу «оклеветанные».
Вознесенский. О лужайках, лагерях и т.д. Это даже в голову не придет.
Любимов. Придумаем насчет лагерей.
Родионов. Нужно выводить соотношения с девальвацией минут и часов, чтобы не было неточности. Вымарайте о «Потылихе».
Любимов. Это сделаем. Родионов. Что такое лемехи, Канты? Мутгайки. Кант был ученым.
Любимов. Сделаем Кванты, изменили имена – посмотрим. И т.д.
Родионов. Ленинский кусок хорошо бы развить.
Любимов. Мы уже сделали, больше не выйдет.
Родионов. Вставка о том, что в этом Зале выступал Ленин? Как-то мелко прозвучало. Нужно укрупнить. «Мемориальная»
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.