• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Марина Райкина. Антигона во мраке

«Московский комсомолец». 2006, 25 апреля

«Таганка» отметила 42-й год со дня своего рождения. И впервые на нем не было Юрия Любимова. Накануне худрук знаменитого театра попал в больницу с вирусным гриппом. Но, несмотря на это, премьера античной трагедии «Антигона», которую с начала сезона репетировал мастер, состоялась.

В день своего рождения «Таганка» собрала шестидесятников: Гавриил Попов, Юрий Черниченко, Андрей Вознесенский, академик Ясин. И своя, таганковская публика — не пафосная, достаточно скромная, непременно интеллигентная, но всегда с чувством собственного достоинства.

Перед входом в зал — толкучка.
— Что за мрак? Почему так темно? — Электричество не работает? — спрашивают все наперебой. Капельдинер с фонариком терпеливо объясняет, что с электричеством — порядок, а темнота — это концепция художника. Словом, античная трагедия начинается буквально мрачно. Зато закадровый голос Любимова лукаво-вкрадчиво просит отключить пейджеры и телефоны, а «главное — не вмазывать жвачку в кресла». И тут Любимов оказался оригинальней всех.

И вот «Антигона» Софокла. Стильное оформление сцены: три больших тонированных стекла вращаются в металлической раме. За ними — хор, перед ними — две женщины в белом: Антигона и Исмена. Белые туники и головные уборы, похожие на зефир. Графично и красиво. Любимов — это человек-симфония, и спектакли у него такие же: кажется, каждый участок сцены по вертикали и горизонтали застроен звуком. Звучит хор с музыкой Мартынова, артисты, выпевающие его сложную музыку, фраза переходит в мелодию?

Да, жуткие страсти творились в древнегреческих дворцах, и античная трагедия показывала их выпукло. Не то что современная пьеса, которой не ведомо (или не интересно) то, что творится за Кремлевской стеной. Антигона хочет похоронить труп возлюбленного брата, объявленного царем Креонтом изменником, а посему он не может быть предан земле. Конфликт личности и правителя, закона изданного и закона вечного, играют страстно, жестко, по рисунку — графично. В роли Креонта — прекрасный любимовский артист Феликс Антипов, Антигона — выпускница последнего набора мастера — Алла Трибунская. К актерам «Таганки» примыкают пять солистов из ансамбля Дмитрия Покровского.

Нестерпимую явь 89-летний Юрий Любимов образно призывает мерить разумом. «Разум» — постоянно звучит в финале как капля, что пытается проточить камень. Как «Таганка» на протяжении 42 лет своего существования. Время у античной трагедии по Любимову впечатляет: всего 70 минут. Он и здесь отличился.




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.