• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дэвид Ричардс. Советские власти пытаются помириться с изгнанным режиссером

The Washington Post. 25 декабря 1986 года

Всемирно известный театральный и оперный режиссёр Юрий Любимов, лишённый в 1984 году советского гражданства, вчера заявил, что, по некоторым данным, поступившим из СССР, ему позволят вернуться на родину. Он не исключил возможности возвращения, а также назвал имя посредника, через которого советские власти могут с ним связываться впредь.

В настоящее время 68-летний Любимов готовит свой режиссёрский дебют в Америке, ставит «Преступление и наказание» в театре «Арена Стейдж». Предварительные показы спектакля начнутся 2 января. В прошлое воскресенье Любимов прервал репетицию, чтобы ответить на звонок одной московской актрисы. Она сообщила ему о последних событиях в Советском Cоюзе и предположила, что Любимова могут снова назначить художественным руководителем московского театра на Таганке. Этот театр под руководством Любимова бросил вызов соцреализму — единственному направлению в искусстве, одобряемомe советскими властями.

В интервью помощнику главного редактора «Вашингтон Пост» Роберту Кайзеру Любимов на своем родном языке рассказал о деталях этого телефонного разговора. В том числе о том, что 160 человек из труппы театра на Таганке направили Михаилу Горбачёву письмо, в котором попросили вернуть Любимова.

«Труппа Московского театра на Таганке обращается к Вам с просьбой вернуть на родину, в основанный им театр, великого советского режиссёра Юрия Петровича Любимова, — говорится в письме. — Юрий Петрович посвятил всю свою жизнь на благо народа и советского искусства…»

Любимов охарактеризовал это письмо как «великолепный коллективный жест» за авторством «практически всех», кто связан с его театром. В нем также говорится о том, что работа Любимова полностью соответствует новой политике революционных преобразований в СССР. Горбачёв дал понять, что воспринимает трансформацию театра, долго находившегося под строгим бюрократическим контролем, как часть кампании, направленной на становление более открытого общества.

Любимов заявил, что после телефонного разговора тоже написал Горбачеву письмо. В понедельник он передал это письмо советскому атташе по культуре в США Александру Потёмкину. Среди прочего в письме говорится: «Я благодарю Вас за вежливость и внимание, проявленное к просьбе моих учеников, актёров, друзей и любителей театра позволить мне вернуться на Родину, в мою колыбель, в театр на Таганке. Я бы хотел, чтобы все эти события привели к диалогу с советскими эмигрантами. Я верю в то, что Ваше правительство прилагает серьёзные усилия, чтобы исправить ошибки предыдущих руководителей. С уважением, Юрий Любимов» [1].

Любимов заметил, что воскресный звонок стал очередным сигналом, которые он начал получать ещё в сентябре, когда занимался постановкой чехословацкой оперы «Енуфа» в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон). Тогда ему позвонил из Женевы некий человек, с которым прежде режиссёр не был знаком. Собеседник Любимова сообщил, что близкие друзья режиссёра хотели бы выяснить, собирается ли он снова работать на Таганке, и если да, то предпочтет ли он новое большое здание или же старую сцену, где он поставил большую часть своих провокационных спектаклей.

По словам Любимова, разговор заинтриговал его, но посредник не вызвал доверия.

На прошлой неделе Любимову позвонил из Лондона восточногерманский композитор Альфред Шнитке. Он рассказал режиссёру, что Горбачёв недавно смотрел спектакль в театре на Таганке и высоко оценил работу Любимова. Визит столь высокого гостя придал труппе смелости, и вскоре после этого актеры показали «Дом на набережной», некогда один из самых успешных спектаклей в репертуаре Любимова. Зрители, пришедшие на спектакль, выкрикивали имя режиссёра.

Любимовская Таганка пользовалась огромной популярностью у москвичей, особенно у молодёжи, которая ночами стояла в очередях, чтобы купить билет. Режиссёр ходил по острию ножа, даже в спектаклях по классическим произведениям он критиковал репрессии, духовный голод, политику государственного лицемерия и замалчивания; в итоге он перешёл тонкую грань во взаимоотношениях с советской властью. В 1983 году, когда Любимов работал над «Преступлением и наказанием» в Лондоне, он вызвал сильнейшее раздражение у высокопоставленных советских чиновников тем, что раскритиковал политику СССР в интервью Би-би-си [2]. Уже в следующем году его отстранили от работы в театре на Таганке, лишили советского гражданства и членства в коммунистической партии. Его постановки изъяли из репертуара, а имя вычеркнули из всех театральных афиш.

Во вчерашнем интервью Любимов заметил: если руководство СССР желает и дальше вести с ним диалог, посредником может выступить его друг Лев Делюсин, московский китаист, которому Любимов доверяет. Кроме того, он бы расценил как положительный знак включение в репертуар театра на Таганке его старых постановок, в том числе «Бориса Годунова», с указанием авторства [3].

На вопрос о возможности возвращения в СССР Любимов ответил: «Думаю, это возможно… Если мне позволят исполнить все контрактные обязательства перед западными театрами». Ожидается, что после премьеры «Преступления и наказания» в театре «Арена Стейдж» (премьера состоится 7 января) режиссёр поставит «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова в Американском репертуарном театре Кембриджа (Массачусетс), а после — оперу Альбана Берга «Лулу» в Лирик-опера в Чикаго.

Ещё одним условием для своего возвращения в СССР Любимов назвал разрешение на гастроли театра на Таганке на Западе. Прежде советские власти последовательно отказывали в этом театру.

Любимов с воодушевлением воспринял возвращение из ссылки в Москву своего друга, физика и диссидента Андрея Сахарова, но о своем будущем он сказал так: «Всё зависит от переговоров с Делюсиным».

C 20 ноября вместе с женой Каталин и 7-летним сыном Петром Любимов находится в Вашингтоне, при этом он не говорит по-английски. С самого начала репетиций спектакля «Преступление и наказание», которые продлятся 7 недель, актёры работали на сцене с освещением и декорациями, что очень отличается от обычного репетиционного процесса в Америке. На этой неделе Любимов организовал званый вечер для труппы, где подавали «скромный русский ужин», приготовленный его женой. Ужин состоял из красной икры, капусты, борща, чёрного хлеба, вина и водки. Жена Любимова поблагодарила труппу: «Замечательно, что Юрий может так наслаждаться своей работой» и намекнула, что она не против остаться в Америке.

Представитель «Арены Стейдж» сообщил, что советский посол Юрий Дубинин с женой приглашены на премьеру спектакля «Преступление и наказание», которая состоится 7 января, но ответа от четы Дубининых театр не получил.

Примечания

[1] Фрагменты из писем Любимова и актёров Таганки Горбачёву даются в обратном переводе.

[2] На самом деле интервью Любимов давал газете «Таймс».

[3] Спектакль «Борис Годунов», поставленный в 1982 году, запретили сразу после генеральной репетиции. Премьера состоялась только в 1988 году.

Перевод с английского и подготовка текста к публикации Арсэна Мелкумова, студента магистратуры Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. Проект «Зарубежные театроведы о русском театре». Руководитель – Елена Леенсон

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.