• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дэвид Ричардс. Любимов поставит спектакль в театре «Арена Стейдж»

Washington Post. 1984. 3 августа

Ведущий советский театральный режиссер Юрий Любимов, лишенный на прошлой неделе гражданства после отъезда на Запад в 1983 году, представит свою дебютную режиссерскую работу в Америке, в театре «Арена Стейдж».

В своем недавнем письме художественному руководителю «Арены» Зельде Фичандлер 66-летний Любимов сообщил, что планирует начать работу в ее театре уже в декабре 1985 года. На данный момент Любимову предложили художественное руководство в двух европейских театрах: во Франции и в Италии. Если он примет одно из этих предложений, то его дебют на сцене «Арены» будет, вероятно, отложен до лета 1986 года.

Фичандлер, которая знает Любимова уже на протяжении 12 лет, рассказала, что в одной из постановок по Достоевскому (в «Преступлении и наказании» или в «Бесах») всемирно известный режиссер задействует труппу «Арена Стейдж».

Вплоть до этого марта Любимов возглавлял Театр на Таганке, самый популярный и новаторский театр Москвы. В прошлом году в период работы над «Преступлением и наказанием» в Англии Любимов дал интервью, в котором критиковал советскую культурную политику, и тем самым вызвал недовольство советских властей [1]. После этого режиссер говорил друзьям, что опасается действий советской разведки, и даже попросил защиты у полиции.

Постановки Любимова снискали огромную популярность в СССР, особенно среди молодежи. По словам Фичандлер, его театр был единственным из всех московских театров (а их около сорока), у которого люди дежурили ночью накануне спектакля, чтобы наверняка достать билет. Его спектакли можно было сравнить с экраном телевизора, или даже с окном, открывающим зрителям мир Запада.

Даже ставя классику, Любимов говорил о репрессиях, духовном голоде, двуличии и замалчивании, и в итоге перешел тонкую грань в отношениях с советскими властями. «Любимов — настоящий новатор, — утверждает Фичандлер. — Он работает с текстом, перекраивает его, спорит с ним, чтобы донести свою мысль до зрителя. В его спектакле по “Гамлету” использовался большой тканый занавес, сделанный из огромных кусков шерсти, который двигался по всей сцене в разных направлениях. Это была невероятная сценическая метафора. “Гамлет” на самом деле стал “мышеловкой”».

Идея пригласить Любимова поставить спектакль на сцене «Арены» появилась у Фичандлер в момент их встречи в 1972 году на международной театральной конференции в Советском Союзе. Любимов получил возможность лично познакомиться с актерами ее театра в 1973-м, когда они представляли «Наш городок» и «Пожнешь бурю» в Москве [2] и Ленинграде. Однако из-за опалы, в которую попал Любимов у советских властей, пригласить его работать в Штаты было затруднительно. Недавнее решение Верховного Совета о лишении Любимова гражданства навсегда разрывает его связь с Родиной, делает его возвращение невозможным. Уже в следующем сезоне его постановки уберут из репертуара Таганки, а его имя вычеркнут из театральных афиш.

«Арена Стейдж» давно сотрудничает с режиссерами и драматургами из СССР и Восточной Европы. В театре ставились спектакли по современным советским пьесам («Утиная охота» и «Восхождение на Фудзияму»), а также по пьесам венгерского драматурга Иштвана Эркеня («Кошки-мышки», «Семья Тот» и «Сценарий»). Румынский режиссер Ливиу Чулей дебютировал в Америке в 1974 году на сцене «Арены» с пьесой «Леонс и Лена» и сразу после этого стал художественным руководителем Театра Гатри в Миннеаполисе.

Как сказала о Любимове Фичандлер: «Он принадлежит к лучшему виду старых людей – тех, у которых молодая душа. Его видение театра очень молодое, а отношение к миру, наоборот, очень зрелое».

Примечания

[1] Речь об интервью Юрия Любимова корреспонденту газеты «Таймс» Брайану Эпплъярду (прим.перев.).

[2] Гастроли Вашингтонского драматического театра «Арена Стейдж» проходили в Москве на сцене МХАТа в апреле 1973 года.

 

Перевод с английского и подготовка текста к публикации Елены Солдатовой, студентки магистратуры Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. Проект «Зарубежные театроведы о русском театре». Руководитель – Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.