Ю. П. Любимов об опере «Золото Рейна»
Любимов Юрий. Рассказы старого трепача. М.: Новости, 2001. C.495-496
"Кольцо" - "Ring"
Я ставил "Кольцо" в Ковент-Гардене. Это был тяжелый труд. Там одной музыки шестнадцать часов. Прослушать один раз - шестнадцать часов… У Вагнера ужасающее либретто, но, видимо, тут я для себя психологически решил так, что он музыкальные идеи свои, чтоб они не улетучились, писал текстом. Поэтому у него тексты кочуют из одной оперы в другую. Ведь я должен был в Ковент-Гардене это все ставить. Ко мне в Бонн прилетел директор сэр Джон, который очень долго был директором Ковент-Гардена - и пригласил меня на этот контракт. Контракт небывалый: на пять лет. Я поставил сначала "Золото Рейна". А потом мы не сошлись характером с главным дирижером Хайтингом, хотя я с ним делал до этого "Енуфу", и он имел большой успех и утвердился в должности. И все разлетелось. Не сошлись два характера: я понимал, что примат музыки в таком театре, значит, примат его, а не мой. А он считал, как в рецензии на "Риголетто": вместо того, чтобы они берегли силы для пения… Ему казалось, что режиссура - это лишнее, что это не нужно. И таким образом, я видел, что он разрушает всю структуру спектакля. Он симфонист, он ничего не понимает в театре. Он смотрит на сцену и говорит: "А зачем это? Лучше пусть стоят. А зачем это? Подвиньте их поближе ко мне, вот сюда, больше на авансцену, на авансцену".
В. М. А как вы придумали "Кольцо"?
Ю.П. Там сложная была конструкция. Был такой круг, который двигался, где русалки эти плавали без конца, потом была большая диафрагма, которая как птичий глаз закрывалась-открывалась, и много всяких трюков. И в мою башку вдруг взбрело начало совершенно цирковое: все крутят хулахупы золотые. Я просто фантазировал, что надо начинать "Кольцо" как анонс: стоит весь ансамбль, который будет петь "Кольцо", и крутит на какой-нибудь мощной музыке вагнеровской хулахупы эти, кольца золотые. И вращается золотое кольцо - идет кверху-вниз, кверху-вниз - такой рекламный ролик, привлечение публики. В основном у меня была концепция довольно простая и примитивная: что первая опера идет как опера-буфф, вторая идет "Валькирия" как трагедия со всеми отсюда вытекающими последствиями жанровыми, стилевыми и так далее, третья - как прекрасная сказка "Зигфрид", и четвертая "Гибель богов" идет как современная модерная опера. То есть, чтобы помимо всего был еще весь оперный мир как-то охвачен, все его жанры, стили. Я и начал так и делать как оперу-буфф.
В. М. И она прошла много раз?
Ю.П. Много. Она с успехом прошла. Потом, когда мы разорвали, он взял, по-моему, старую постановку Герц Фридриха, поэтому все были удивлены как-то странно. И в общем как-то так довольно это закончилось у них бесперспективно и вяло.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.