• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вс. Рождественский. Романы К. А. Федина на сцене

«Вечерний Ленинград», 11 сентября 1951 года, № 213

Театр имени Евг. Вахтангова впервые показал в Ленинграде одну из самых значительных своих работ последнего периода — драматургическую двухчастную композицию по романам К.А. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето».

Инсценировка прозаических произведений стала законным жанром нашей драматургии. Зрителю привычно встречать на сцене образы любимых героев, следить за зримым воплощением их судеб, вновь переживать чувства, волновавшие его в свое время при чтении книги. Со сценическими образами он встречается как со старыми своими знакомыми. Но почти всегда в таких случаях к радости «узнавания» примешивается и некоторый осадок вполне понятной неудовлетворенности: ткань прозаического повествования всегда шире по своему тематическому охвату, чем инсценировка, глубже уводит в область идейных проблем, поставленных автором, и, по существу, гораздо богаче смысловыми оттенками.

Можно было думать, что и Театру имени Евг. Вахтангова в сценической интерпретации романов К.А. Федина не удастся избежать этой опасности. Но, к счастью, непосредственное авторское участие в создании спектаклей «Первые радости» и «Кирилл Извеков» дало возможность наиболее полно осуществить сценическое воплощение романов. Глубоко продуманная, дружная работа театрального коллектива, направляемая таким опытным и талантливым постановщиком, как народный артист РСФСР Б.Е. Захава, обеспечила создание подлинно волнующего и сценически яркого произведения.

Театр поставил себе целью создать героическую эпопею революционного движения. Не претендуя на полный исторический обзор событий, держась в сюжетных рамках прозаического повествования, автора композиции для сцены В.Е. Месхетели и К.А. Федин сосредоточили сюжетное развитие вокруг центральной фигуры Кирилла Извекова, вначале пылкого юноши, ученика технического училища, приобретающего первый революционный опыт в общении с рабочим подпольем большого волжского города, а в последствии, уже в годы гражданской войны, стойкого и пламенного большевика, секретаря Горсовета. Его личная судьба, неразрывно слитая с судьбами революции и народа, становление характера, воспитание подлинной творческой воли, все время проверяемой на встречах с друзьями и единомышленниками, на конфликтах с враждебными революции элементами, — вот сюжетный стержень, по которому идет драматическое развитие обеих пьес. И потому естественно, что в сценическом воплощении этот образ определяет и характер драматургических положений, и движение событий, и вообще весь героический жизнеутверждающий тон спектакля.

Кирилла Извекова играет молодой артист Ю.П. Любимов. Задача, выпавшая на его долю, чрезвычайно трудна — надо лепить характер в его динамике, в многообразии общественных и личных переживаний, почти в каждой последующей картине быть иным, сохраняя в то же время черты постоянства и впечатляющего личного обаяния. Исполнитель с честью справляется с этой труднейшей задачей. Его Кирилл действительно внушает к себе симпатию зрителя с первых же шагов на сцене и, что еще важнее, не теряет этой дружеской связи со зрительным залом до самого конца. Угловатый юноша с порывистыми движениями очень верен в тоне во время разговоров с матерью, старой учительницей городской школы, в своем робком любовном объяснении с Лизой Мешковой, в сцене ревности к актеру Цветухину, в сцене допроса в жандармском управлении и, в особенности, в эпизоде с рабочими-подпольщиками при передаче прокламаций. В жестах и интонациях неловкого юноши уже ясно о ощутимы признаки твердого, волевого характера. Кирилл Извеков, секретарь Горсовета, убедителен, прежде всего, тем, что наряду с жизненной творческой зрелостью, он сохраняет нечто от свежести, непосредственности и искренности своего юношеского облика. Перед зрителем живой человек во всем сложном комплексе волнующих его чувств. В этом несомненная удача исполнителя.

Несколько бледнее эпизоды, в которых Кирилл Извеков выступает в качестве оратора перед красноармейской аудиторией. Проведены они, правда, с темпераментом, с большим актерским мастерством, но, к сожалению, в традиционном плане.

Характер Кирилла Извекова и общее направление его жизненного пути складываются в условиях общения молодого революционера с рабочей подпольной средой. Проводником этого животворного влияния является по пьесе рабочий Рагозин. В изображении заслуженного артиста РСФСР Н.Н. Бубнова это крепкий волевой человек, несколько грубоватый и прямолинейный по манере поведения, но располагающий к себе своей стойкой принципиальностью. Роль могла бы стать тонкой и интересной, но, к сожалению, исполнитель несколько отяжелил и упростил ее подчеркиванием чисто внешних приемов, уже ставших сценическими штампами. Все же сцена в госпитале («Кирилл Извеков»), когда раненый Рагозин ведет беседу со своим другом Кириллом, оставляет сильное впечатление — и это потому, что она проведена более углубленно, без злоупотребления внешними жестами.

Одной из самых яркий фигур обоих спектаклей является драматург Пастухов, образ которого воплощен народным артистом РСФСР М.Ф. Астанговым. Облик мягкотелого, хитроватого, тактичного в манерах, щеголяющего округлыми, вкрадчивыми жестами интеллигента, прикрывающего внешним лоском наносной культуры, в сущности говоря, самую обывательскую и враждебную революции душонку, с великолепной сатирической силой раскрыт Астанговым без малейшего нажима и переигрывания.

Очень выразителен, хотя и несколько упрощен в трактовке, приятель Пастухова — актер Цветухин в изображении заслуженного артиста РСФСР Н.О. Гриценко. Это типичный провинциальный «премьер», несколько фатоватый по манерам, щеголяющий широкими, «благородными» жестами. Строя свою роль на мягком, разоблачительном юморе в первой, дореволюционной половине сценической эпопеи, Гриценко в советскую эпоху показывает своего героя уже выросшим до сознания иных задач, целей и форм театрального искусства. Прежняя наигранность интонации сменяется искренней и горячей убежденностью.

В достаточно трудных и больших ролях Лизы Мешковой (Т.К. Коптева) и Аночки Парабукиной (заслуженная артистка РСФСР Г.А. Пашкова) исполнительницы проявили много сценического такта. Очень тонко и выразительно ведет свою роль матери Кирилла — учительницы Извековой заслуженная артистка РСФСР М.Д. Синельникова.

Несколько спорным, хотя и четко обрисованным, представляется образ крючника [1] Тихона Парабукина (заслуженный артист РСФСР С.В. Лукьянов). В исполнении Лукьянова движения Парабукина порывисты и излишне размашисты, общий темп игры значительно опережает партнеров и потому оставляет досадное впечатление некоторой излишней суетливости. Но вместе с тем Лукьянов на сцене с Аночкой на квартире у Извековых, когда он приносит в подарок дочке сайку и забитая дочка доверчиво жмется к отцу, удается создать такой правдивый и глубоко проникновенный образ отцовской любви, которому может позавидовать не один опытный, переигравший многие роли актер.

Одним из самых ярких достижений обоих спектаклей можно считать исполнение заслуженным артистом РСФСР В.Г. Кольцовым роли торговца, владельца ночлежки Мешкова. Благообразный седоватый старичок с иконописной внешностью, вкрадчивыми и почтительными манерами на людях — деспот в семье и расчётливый стяжатель. Пролетарская революция выбивает почву у него из-под ног, превращает в озлобленного классового врага, сбросившего маску лицемерия. С огромной обличительный силой показывает Кольцов это звериное перерождение на свадьбе у Лизы и в сцене пересчитывая золотых, когда Мешкова задерживают при попытке перебежать к белым. Вся роль сделана очень убедительно и в мельчайших деталях безукоризненно разработана исполнителем.

Остается сказать о второстепенных персонажах. Здесь в первую очередь нужно отметить отличное исполнение проходящей только в одной картине роли Дорогомилова, несколько наивного, чудаковатого, суетливого старика-интеллигента, восторженно принявшего революцию (В.А. Этуш). Его полный сарказма и негодования разговор с лицемерно уклончивым и явно враждебным всему новому Пастуховым вызывает бурную одобрительную реакцию зрительного зала.

Тонко, на иезуитски притушенных коварных тонах, проводит сцену допроса жандармский подполковник Полотенцев (народный артист РСФСР И.М. Толчанов) — также один из самых примечательных персонажей в первой пьесе.

Несомненным комическим дарованием обладает исполнитель небольшой роли актера-прихлебателя Мефодия М.И. Греков. Жест его точен и выразителен, хотя и несколько излишне подчеркнут. Горячо, с искренней непосредственностью изображает парня-красноармейца Ипата Ипатьева В.А. Колчин.

«Первые радости» и «Кирилл Извеков» в исполнении Театра имени Евг. Вахтангова — выдающееся явление в нашей театральной жизни.

Театр, принципиально избравший дорогу реалистического раскрытия показываемых им событий, совершенно естественно и закономерно обеспечил себе несомненную удачу. Ленинградский зритель, горячо реагировавший на каждую яркую и острую сценическую ситуацию и неоднократно прерывавший аплодисментами слова актеров, не только принял показанный ему спектакль, но и по достоинству оценил проникновенный и талантливый труд всего актерского коллектива, сумевшего в этой новой своей работе подняться на высокую ступень исполнительского мастерства.

 
Примечания

 [1] Крючник – наемный рабочий, переносящий грузы на спине при помощи особого закрепленного резинками железного крюка.

 

Примечания Марии Назаровой, студентки образовательной программы "Филология" Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.