Сандро Росси [1]. Ничто не предвещало: в СССР отменили «Саламбо»
«Унита», 8 марта 1983
Мировая премьера оперы, поставленной Любимовым, должна была состояться в Неаполе. Однако режиссер вынужден был вернуться в Россию, исполнителей же, напротив, не пустили в Италию. Совсем недавно в Москве были отменены постановки по «Борису Годунову», а театр на Таганке – закрыт.
Неаполь. - Ждали мировую премьеру - «Саламбо» Мусоргского [2]. В афише неаполитанского Театра Сан-Карло [3] показы были проставлены до конца марта. Однако 26 марта представление не состоялось: внезапно, без объяснения причин, Советский Союз отозвал разрешения исполнителям на выезд. Теперь же [в Министерстве культуры СССР] говорят о том, что актерский состав не имеют права менять. При этом разрешение [на выезд] было дано режиссеру, знаменитому руководителю московского Театра на Таганке Юрию Любимову, и сценографу, Давиду Боровскому [4]; они прибыли в Неаполь несколько дней назад для подготовки к спектаклю.
Осаждаемый журналистами, Любимов не спешил с заявлениями. Однако руководители оперного театра предположили, что такое решение советских властей - месть мастеру. Режиссер и вправду нередко вступал в полемику с культурными ведомствами, но ни разу еще не был по их распоряжению подвергнут санкциям. Последний конфликт привел к отмене пушкинского «Бориса Годунова» – спектакля, которого ждала половина Европы, а также к закрытию Театра на Таганке.
В заявлении Театра Сан-Карло упоминаются также недавние случаи шпионажа в Италии: «С момента начала репетиций мы наблюдали резкую смену курса, Франческо Канесса [5] был вынужден заявить протест советскому послу в Риме. Николай Луньков [6] обратился в Госконцерт [7] (организация, заведующаягастролями российских исполнителей – прим. ред.) с просьбой заменить отозванных исполнителей. Известные недавние события, связанные со случаями шпионажа, завершившегося депортацией нескольких советских чиновников, произошли 28 февраля. Во втором телексе за подписью Кондрашова, одного из руководителей организации, было заявлено о невозможности замены исполнителей. По этой причине время работы над «Саламбо» резко сократилось, – говорится далее в сообщении, –несмотря на это сохраняется надежда на решение, которое привело бы только к переносу представления». Ввиду отсутствия каких-либо усилий по замене исполнителей другими советскими певцами, руководству Театра Сан-Карло, по сути, на улице, пришлось искать европейских актеров, готовых выучить русскую партию за кратчайшие сроки. Эта задача не из простых.
Таким образом, спектакль, который должен было стать гвоздем европейской программы, подвергнут серьезной опасности, а ведь «Саламбо» ставится на сценев первые! Опера Мусорского по роману Флобера осталась, по сути, незавершенной. Две недели назад в Риме дирижеру Золтану Пешко предложили подлатать творение Мусоргского для концертного исполнения (он должен был дирижировать оркестром в Неаполе)Ч тобы завершить эту ювелирную работу, необходимо дописать не законченную инсценировку, Любимов собирался ввести сюда в качестве персонажа самого Флобераи поручить ему роль рассказчика, призванного «вшить» все голоса в музыкальную ткань. В целом оперный спектакль «Саламбо» должен был стать великим событием, поднять поэтический театр Неаполя на достойный уровень, и новое руководство Театра Сан-Карло делало на него ставку.
Не первый раз зарубежной постановке Любимова чинятся препятствия состороны советских властей. Последний раз это было в 1978 г., когда режиссер был приглашен в Парижскую Оперу, чтобы поставить «Пиковую даму» Чайковского. Когда Любимов уже почти заключил договор с французской стороной, министр культуры СССР запретил-таки выезд руководителя Театра на Таганке за границу. Чиновничий аппарат выдвинул прессе официальную версию: Любимов, мол, хотел поставить оперу не традиционно, советское общественное мнение против порчи всемирно любимого произведения искусства. Итак, Любимов остается дома?
На фото в центре: театральный режиссер Юрий Любимов перед Театром Сан-Карло. Слева: дирижер Театра оркестра Золтан Пешко. Справа: композитор Модест Мусоргский.
Примечания
[1] Сандро Росси – неаполитанский музыкальный критик, сотрудник итальянскойгазеты «Унита» («Единство»), телеканала RAI, Театра Сан-Карло и других неаполитанских музыкальных организаций.
[2] «Саламбо» – первая опера, написанная Модестом Мусоргским по одноименномуроману Гюстава Флобера.
[3] Театр Сан-Карло – старейший оперный театр Европы, действующий с 1737 года.
[4] Давид Львович Боровский – театральный художник-постановщик, сценограф. В1970–1990-е гг. Д.Л. Боровский совместно с Ю.П. Любимовым участвовал в созданииспектаклей «Гамлет» Шекспира, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова,«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и др.на сцене Театра на Таганке.
[5] Франческо Канесса – публицист, музыкальный критик, а также директор неаполитанского Театра Сан-Карло с 1982 по 1987, затем – с 1990 по 2001 гг.
[6] Николай Алексеевич Луньков – советский дипломат и государственный деятель.
[7] Госконцерт – Государственное концертное объединение, образованное в 1956 г. (СССР) и ответственное за проведение зарубежных гастролей советских исполнителей.
Библиография
1. Buongiorno E. Sandro Rossi, a Napoli due eventi dedicati al grande critico musicale //Il Mattino. 1 апр. 2022. Электронный источник. URL:[https://www.ilmattino.it/napolismart/musica/la_figura_critico_musicale_sandro_rossi_napoli_eventi_dedicati-6601161.html?refresh_ce]. Дата обращения: 30.08.2023.
2. Mori T. “Ridi pagliaccio”, un libro sulla vita di Enrico Caruso – il Roma on line // LaConchiglia. 20 дек. 2015. Электронный источник. URL:[http://edizionilaconchiglia.it/2015/12/20/ridi-pagliaccio-un-libro-sulla-vita-di-enrico-caruso-il-roma-on-line/]. Дата обращения: 30.08.2023.
3. Горячих В. Саламбо // Мариинский театр. Электронный источник. URL:[https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/3/25/3_1900/]. Дата обращения:30.08.2023.
4. Давид Боровский // Кино-театр.ру. Электронный источник. URL:[https://www.kino-teatr.ru/kino/painter/ros/29461/bio/]. Дата обращения:31.08.2023.
Перевод с итальянского Валентины Шатылович
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.