Прогулка с бесом. Рецензия Павла Руднева
место и время действия европейский университетский город эпохи Возрождения, позже — вся Вселенная
про что Фауст заключает с Мефистофелем договор: за свою душу он получает власть над миром через исключительное знание. Пытливое сознание ученого пробует мир на прочность: властвует над женщиной, меняет будущее, старается остановить мгновение, создает искусственного человека и разочаровывается во всем, что делает.
мнение Патриарх национального театра Юрий Любимов на этот раз поставил очень красивое зрелище. И это при том, что политическая, прямолинейная Таганка никогда не слыла эстетским театром. Здесь ограничивались скупыми деталями быта, немногочисленными достоверными предметами (обшарпанная дверь в «Преступлении и наказании», чугунная борона в «Деревянных конях», шахта лифта в «Доме на набережной»). Таков классический стиль Таганки, с которым Любимов в «Фаусте» решил побороться, избежав небрежности в форме, свойственной ему в последних работах. Отточенность, ритмичность, техничность стали сущностью нового «Фауста».
Кордебалет в безупречных тройках и котелках исполняет под чарльстон виртуознейший степ, сообщая действию быстрый ритм. По сцене катается рояль Фауста и панно со схемой Леонардо да Винчи (на фото). Мефистофеля, беспричинно меняющего одежды, сопровождает семенящий черный пудель. Бегает расхристанный мужик а-ля Распутин и лязгает двумя топорами. Вверху болтается разбитое зеркало (оно же изображение младенца в утробе), которое позже окажется огромным куском стремительно тающего льда.
Юрий Любимов показывает причудливый, многоликий мир и подле него — фигуру печального скопца Фауста, вокруг которого суетливый Мефистофесль «прокручивает» всю Вселенную. Знание приумножает скорбь — говорил Экклезиаст? и разрушает человека — добавляет Гете.
Великий Леонардо вписал человека в круг и в квадрат, заставив его обнимать богатейший мир как свою вотчину. Человек остается центром вселенной, пока не начинает эксплуатировать эту самую вотчину. Любимов поставил спектакль о том, как распадается в новом времени возрожденческая формула Леонардо: гармонично устроенная цивилизация разрушается, как только человек начинает ее усиленно постигать. За желание «остановить прекрасное мгновение» иных нужно бить по рукам!
«Фауст» /Иоганн Вольфганг Гете/
театр на Таганке
дата 30 июня
режиссер Юрий Любимов
в ролях Тимур Бадалбейли, Александр Трофимов
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.