• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Сахарова. Я себя проверяла

Постановка вызвала во мне очень противоречивые эмоции. Меня впечатлило то, как смело режиссер интерпретировал пьесу. Но в то же время все три часая провела в постоянном, не покидающем почти ни на минуту страхе и напряжении.

Режиссер создает своего «Гамлета» с помощью оригинальных художественных решений, которыми наполнено все сценическое пространство спектакля. В качестве художника спектакля выступила жена режиссера Надежда Гультяева.Она вместе с мужем создала эту жуткую, пугающую, но по-своему чарующую атмосферу беспросветного страха, холода и безнадежности.

Тускло горящие одинокие фонари, абсолютно черное пространство сцены, накоторой так ярко выделяются детали: белая шуба призрака, золотой диск, подвешенный к потолку, белая рубашка Гамлета, бордовое платье королевы.

Я уверена, что некоторые образы, так прочно поселившиеся в моем сознании после просмотра спектакля, останутся там навсегда, пугая и одновременно восхищая меня. Куски льда, разлетающиеся по сцене, как и череп Йорика изкокоса, огонь свечей, капли воды и этот пугающий оранжевый барабан, ставший для меня символом непоправимого.

Режиссер использует такие первоэлементы, как огонь и вода, лед и пламя, и с ихпомощью создает яркие метафоры, которое прочно врезаются в память.

Особенно хочется выделить лед, потому что с ним получились самые запоминающиеся сцены: Гамлет произносит свой монолог под ледяной люстрой с горящими свечами, лед тает, и капли падают на принца, его рубашк аиз бумаги расползается, а мы, зрители, невольно ежимся. И еще одна сцена - после монолога Гамлета король Клавдий исступленно, яростно ударяет по ледяной люстре и разбивает её вдребезги.

Но особенно меня пугали звуки, ведь в спектакле почти не было тишины, когда ты можешь выдохнуть и расслабиться, и даже крики не волновали так, как навязчивый шепот, преследующий главных героев. Звуки в постановке часто подчеркивали ключевые моменты, усиливали их влияние на зрителя.

И казалось, что все предметы были подобраны так, чтобы при взаимодействии они издавали самые неприятные и громкие звуки.

Но, несмотря на то, что спектакль вызывает у зрителя постоянное напряжение, именно сцены смерти у режиссера проходят как-то незаметно. Например, смерть Полония показана через отсутствие пузырьков в бокале, но самая непримечательная смерть у короля и королевы, которые просто легли и умерли, накрытые меховыми шубами.

Режиссер дополнил классический сюжет Шекспира и акцентировал вниманиена теме отцов и детей и таким образом сделал произведение более актуальным для аудитории.

Гамлет, Лаэрт и Офелия в интерпретации режиссера пока еще дети, за которыми нужно следить мудрым взрослым. Но взрослым не хватает этой самой мудрости, чтобы уберечь своих детей.

Образ призрака Короля Гамлета в белой яркой шубе впечатывается в нашу память, он силен и мужественен, но его слова и действия обрекают Гамлета на смерть.

В другой сцене отец закаляет принца для битвы, заставляя стоять на куске льда, который он взял из мира духов, и дает сыну кинжал. В итоге происходит своеобразная инициация Гамлета – с этого момента он больше не ребенок, он отпускает свои чувства к Офелии. Теперь он поглощен сомнениями, которые терзают его. Призрак отца разжигает пламя и снова уходит, и Гамлет произносит клятву: «Что ж дядя, а теперь девиз мой: «Прощай, прощай и помни обо мне»».

В самом конце отец видит итог своих действий — смерть Гамлета, он оплакивает сына, пытаясь вырвать из его рук этот ужасный барабан и бьет внего от отчаяния, затихая только в самом конце.

Отец Офелии тоже хочет лучшего для своей дочери – он безмерно любит её, старается сделать из нее настоящую леди. Смазывает ее руки, пахнущие табаком, яблоком, чтобы убрать запах, а потом беззаботно дурачится и играет с ней. Но даже зная о сумасшествии Гамлета, все равно толкает её к нему в руки, и только после их «свидания» уговаривает свою дочь отказаться от принца.

В конце безутешная и сошедшая с ума Офелия тоже погибает, это одна из самых жутких сцен в постановке. Повсюду раздаются хлопки, и Офелия, играя в жмурки, бежит и падает замертво под звуки хлопков из-за кулис.

Заключение
Эймунтас Някрошюс с легкостью переносит зрителя в мир своего «Гамлета», сохраняя при этом актуальность и силу шекспировской трагедии. В целом постановка стала для меня экспериментом, я проверила, как я могу чувствовать себя во время просмотра. Она точно никого не оставит равнодушной. Но хотела бы я в ближайшее время испытывать подобные переживания еще раз? Скорее нет. В этом для меня и заключается ее противоречивость.

Список литературы:
1. Кузнецова В.В., Трутнева И.Б. Психологический театр как средство развития гармоничной личности // Материалы XI Международнойстуденческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015163 (дата обращения: 10.12.2023).

Майнор «Театр с нуля». Преподаватель Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.