• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Сайлер. Актеры и персонажи

«Трудно вообразить что-нибудь более чуждое дворянской усадебной жизни, конец которой зафиксировал и отрефлексировал Антон Чехов»

— Алена Карась, Российская газета.

В каждом спектакле, рецензии на которые мы писали до этого, я обращала внимание на картину целиком, выделяя в ней детали и моменты, которые казались важными. Главным я считала обратить внимание на все, что бросается в глаза, на то, что хочется проанализировать. Но в этой рецензии на спектакль «Вишневый сад» режиссера Адольфа Шапиро хочется уделить внимание ни декорациям, которых по большей части вообще нет, ни музыке, которая на самом деле хорошо вписывается в спектакль и исполняется вживую. В этой рецензии я поставлю акцент на актрисе, исполняющей роль главной героини, и на актерах, которые ее окружают. 

Начну я со второстепенных персонажей – как мне кажется, из-за Ренаты Литвиновой они остались без должного внимания. Первой станет Евдокия Германова, которая исполняет роль Шарлотты Ивановны. Для меня этот образ стал в прямом смысле самым ярким персонажем в спектакле. Громкая, открытая, веселая — именно она создавала комедию вокруг себя. Что касается костюмов, то Шарлотта постоянно их меняла, как и все, кто приехал с Раневской. Однако запоминается именно самое первое появление. Любовь Ивановна в сиреневом платье, с сиренью в руках, а у всех ее компаньонов сиреневые элементы в образах: у Яши — сиреневый костюм, у Шарлотты — юбка, у Ани — сиреневые воротнички. Конечно же, это не случайно, ведь сирень — это цветок дворянских усадьб, лирический символ весны, любви и нежной молодости. Именно здесь Раневская вспоминает свою юные годы.

Молодость ощущается почти во всех персонажах спектакля. Но не всегда это та молодость, которую все вспоминают с теплотой в сердце. Это, скорее, неопытность, рассеянность, даже детскость, неумение жить. Так, например, брат Раневской Гаев (в исполнении Сергея Дрейдена) вообще кажется ребенком, таким Бенджамином Баттоном в мире «Вишнёвого сада». Он взрослый мужчина снаружи, но Фирс до сих пор ругает его за то, что он надел не те штаны и следит за тем, какое пальто надел господин. Про Гаева даже говорят, что он «все свое состояние проел на леденцах». Брат Раневской ездит на маленьком велосипеде, заставляет выбирать между ним и Яшей («или я, или он»), как делают обычно дети. Продолжать можно до бесконечности – важно то, что Гаев по сути своей такой же ребенок, как и большинство героев. Он не может действовать; даже Лопахин отмечает, что тот «не усидит, ленив очень», говоря про работу в банке. 

Ребенком здесь является и дочь Раневской Аня в исполнении Анастасии Скорик. Она такая же легкая, невинная, молодая, но в силу реального возраста (по пьесе ей 17) все это выглядит очень органично. Хотя иногда она кажется такой же поверхностной, как и ее мать. Так, например, в сцене разговора Ани и Пети, «вечный студент» упрекает молодую девушку в том, что из-за ее предков русский народ отстал в развитии. «У нас нет ничего» — восклицает Петя, роль которого исполнил Дмитрий Куличков. На эту реплику Аня со смехом отвечает «ничего». В этот момент актриса отходит от героя на второй план и начинает кружиться в белом легком летнем платье. Кажется, что она — олицетворение будущего для Пети, про которое он постоянно говорит. 

Прошлое же воплощено в образе Фирса, роль которого исполнил Николай Чиндяйкин. Герой не только заботится о господах, как делал это, когда они еще были детьми, но и читает им нотации, вспоминая, как хорошо было раньше, когда росла вишня, ее сушили и делали из нее варенье и много чего еще. Он становится своего рода символом того, как герои относятся к прошлому. Так, Раневская подмечает как он постарел, пытается худо-бедно заботится о нем (предлагает поспать). А вот Яша, молодой лакей, пытающийся подражать своей госпоже и изображать из себя эстета, желает Фирсу смерти («Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох»). Эти слова выглядят крайне цинично, а апофеозом такого отношения становится последняя сцена, когда именно Яша должен был отправить Фирса в больницу. Однако никто не проверяет, выполнил ли молодой лакей поручение. В конечном итоге Фирс остается один в пустом доме, совершенно забытый всеми. Но даже в этот момент он вспоминает о своем господине. Именно на последних словах пожилого лакея и заканчивается пьеса. 

Про Яшу хочется поговорить подробнее. Этот персонаж и его двуличность действительно смешны. Так, когда он курит сигары, пытаясь произвести впечатление на горничную Дуняшу, на сцене появляется Раневская, которая с отвращением спрашивает, кто курит такие дешевые сигары. В подобных сценах раскрывается вся суть таких Яш – они ничего из себя не представляют, но пытаются подражать господам, чтобы казаться значимее в глазах других. Но в конечном итоге он готов и восемь бокалов шампанского выпить, раз уж разлили, делая при этом вид, что разбирается в алкоголе. 

Все эти образы, безусловно, яркие, но, если говорить про актеров в этом спектакле, нельзя не упомянуть Ренату Литвинову в образе самой Любови Андреевны Раневской. Знаменитая кинодива, которая известна тем, что очень хорошо во всех фильмах играет саму себя. Очень долго я не могла понять, нравится ли мне такая Раневская, органично ли она вписывается в картину всего спектакля. На мой взгляд, это самый необычный выбор актрисы на эту роль. В конце концов я пришла к выводу, что нет, Литвинова смотрится здесь неорганично, я бы даже процитировала здесь Ларису Юсипову, которая написала рецензию на спектакль для «Ведомостей»: «Среди классических актеров, выученных по школе Станиславского, она смотрится так же, как выглядела бы среди настоящего деревенского вишневого сада какая-нибудь экзотическая пальма». И это правда. Мхатовские кулисы точно надолго запомнят актрису, которая не вписывается в систему Станиславского. Её Раневская хоть и вспоминает о саде, но он играет для нее не первостепенную роль. Её Раневская, в отличии от классических постановок, смешит зрителя, она «дива и клоунесса в одном лице» как написала Елена Ковальская. И Раневская Литвиновой действительно разная: то многозначительно смотрит вдаль и курит, прямо как истинная аристократка или светская львица, то задает «облезлому барину» жару (в разговоре с Петей о ее несчастной любви). Изломанность и нервозность, странная манера говорить и жестикулировать — все это не вписывается в мир «вишнёвого сада», сам сад здесь играет второстепенную роль. Но кто сказал, что даже сама Раневская вписывается в эту среду? Ведь она — женщина из высшего общества, потерявшая сына, а позже и все, что у нее было. Она привыкла к роскоши, к витанию в облаках, но не привыкла к взрослой осознанной жизни. Отсюда и слова Гаева о сестре, которые были сказаны именно в спектакле: «В каждом ее движении чувствуется порочность». Возможно, именно такой была Раневская – чудаковатой, местами смешной, местами возвышенной и по-настоящему богемной (особенно — когда Литвинова изящно курила сигару и молчала). Лично мне такой образ Любови Андреевны не близок, так как не близок и образ самой Ренаты Литвиновой, но это совсем не значит, что он не имеет право на существование. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.