Лола Самеева. Непроходимый «Лес» Серебренникова
«Лес» Кирилла Серебренникова — это спектакль о вечных проблемах, повторяемости и безвыходности, вневременном пространстве. Темы, которые поднимает в своей пьесе Островский, актуальны и сейчас: бедность и вольность странствующих актеров против богатства и узости мещан, окрыляющая первая любовь против брака по расчету и смертоносной ревности, чинопочитание и общественная репутация против чести и достоинства личности. Спектакль Серебренникова только подчеркивает, что проблемы эти неизбывны. Режиссер переносит героев на век вперед. Теперь это не помещики и купцы, а мещане и предприниматели. Их адрес уже не усадьба «Пеньки», а Советский Союз. Они сменили оболочку, но не способны преобразить свои души. Это герои нашего времени, это наши олицетворенные пороки. Оттого эти темы так остры и жгучи, оттого они так больно бьют.
Удивительно, как режиссеру удалось оставить текст почти нетронутым, но при этом превратить пьесу в современную постановку. Речь персонажей уже не высокопарна, а комична. Больше нет почтенных «с» в конце фраз, хотя, на мой взгляд, они придавали бы слогу еще большей комедийности. Во многом осовремениванию пьесы поспособствовал визуальный ряд. Актеры одеты по союзной моде: джинсы клеш, короткие платья, кожаные жакеты. Все это контрастирует, но и гармонично сочетается с шиком фраков, шуб и дорогих платьев Гурмыжской. Песни Высоцкого под гитару, детский хор и знаменитая в Союзе «Беловежская пуща» позволяют еще глубже прочувствовать дух времени. Фотообои с изображением леса, домашний советский интерьер с радиолой, хрустальными люстрами и широкими креслами сменяется уличными лавочками и детскими качелями, а в финальной сцене — залой, которая больше походит на буфет в пансионате. Совсем не так представлено пространство в пьесе Островского и современный интерьер тоже отличен от сценического. Но в этом и кроется парадоксальность постановки — пространство и истории героев кажутся нам знакомыми, а чувство, что ты сам мог оказаться в похожей жизненной ситуации, не покидает весь спектакль.
Интересны и переходы между сценами. Герои могут, не меняя локации, переходить к следующему эпизоду. Декорации, занавес и музыка будто живут своей жизнью и как бы подталкивают персонажей к переходам к новым репликам. Иногда то же самое делают сами актеры. Они проникают в еще не законченную сцену, ненавязчиво намекая, что стоит переходить к следующей. Пространство в спектакле неоднозначно. Так, первая встреча Счастливцева и Несчастливцева внезапно переносится в привокзальный бар, а разговор ключницы Улиты и Счастливцева напоминает романтическое свидание в парке. Такая трансформация пространства привносит новое в характеры персонажей и создает отвлеченную, более живую атмосферу.
На мой взгляд, в спектакле Серебренникова нет главных и второстепенных героев, на первый план здесь выносятся бессмертные характеры. Каждый артист подает своего героя как ведущего. Это помогает прочувствовать не столько поведение персонажа в предлагаемых обстоятельствах пьесы, сколько его неизменное нутро, ценности и приоритеты. Режиссер играет и с подачей действующих лиц. Соседи Милонов и Бодаев предстают зрителю в женских образах, а лакея Карпа заменили на двух комичных горничных в фартуках — критики сравнивают их с советскими работницами буфета.
Спектакль, как и пьеса Островского, на первый взгляд, заканчивается оптимистично. В финале почти каждый получает желанное:
Гурмыжская — молодого красавца, Буланов — деньги и статус, Аксюша и Петр — свадьбу. Играет музыка, поет детский хор, герои танцуют. Белые лилии, которые весь спектакль украшали дом, теперь стоят на банкетном столе. И вовсе не о праздничности и чистоте помыслов говорят эти цветы. Вместе с вынесенным Улитой погребальным венком они символизируют погибель. Духовную смерть Гурмыжской и Буланова и опасность, надвигающуюся на Аксюшу и Петра, который, судя по режиссерской задумке, связан с бандитами.
Счастливцев и Несчастливцев остаются с тем, с чем пришли, их блага разглядеть сложнее. Не приобретя ничего материального, они отправляются странствовать дальше, но уже другие — с высоко поднятой головой, чистым сердцем, достоинством и вновь вспыхнувшем энтузиазмом. Они не загнаны в рамки, не зависимы от места, времени и материальных благ — ценность свободы представляется им теперь совершенно по-новому.
Рецензия Лолы Самеевой написана в рамках майнора «Театр с нуля» (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX - XXI вв. НИУ ВШЭ, преподаватель – Елена Леенсон)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.