Мария Седых. Им. Гоголя: В Театре на Таганке представили «Арабески»
Все смешалось в любимовских "Арабесках" - жанры, чувства, мысли... Не успеваешь ухватывать. Только зацепишься за чью-то мудрую сентенцию, и тут же о ней забудешь и расхохочешься, завидев огромного таракана, медленно ползущего по стене, приветствуя заехавшего в Москву вечного путника Гоголя. А то вдруг почувствуешь наворачивающиеся слезы, когда с детства знакомыми фразами начнут перебрасываться Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. В этой сцене из "Старосветских помещиков", замечательно исполненной Любовью Селютиной и Александром Трофимовым, что-то вдруг защемило, такой она показалась лирической, личной для режиссера спектакля. Взгляд невольно от сцены переместился на Юрия Петровича, сидящего в центре зала и как 45 лет назад вдохновенно дирижирующего действием. Да нет, все в полном порядке, он по-прежнему неутомим, ну, разве что раньше стоял у последнего ряда партера...
Спектакль про Николая Васильевича Гоголя Любимов ставит второй раз - были когда-то "Ревизские сказки". Но это его автор, незримо присутствовавший во многих постановках, и в давнем "Мастере и Маргарите", и в недавнем "Замке" Кафки. Даром, что ли, в "Арабесках" два из трех Гоголей оборачиваются то Кафкой, то Гофманом. И даже встречаются в пражском кафе, чтобы потолковать о том о сем словами писательницы Анны Зегерс, чей рассказ "Встреча в пути" одна из загогулин орнамента спектакля.
Юрий Любимов называет свое представление философским размышлением о гениальности Гоголя. Ни иллюстрация к биографии, ни выбранные места из знаменитых произведений... В буклете, поясняющем зрителям замысел режиссера, приводится свод цитат, помогающих не заплутать, следя за полетом театральной фантазии. Среди них одна могла бы послужить эпиграфом к "Арабескам": "В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые". Театр выбрал другой эпиграф, но мы добавим, что и в театральном мире, видно, смерти нет, и тень Мейерхольда, чей портрет украшает фойе, переместилась в зрительный зал. Ведь это о его "Ревизоре" было сказано, что он поставил не пьесу, а всего Гоголя.
Именно всего Гоголя, объемного, раздираемого противоречиями, демонстрируют нам со сцены Таганки. Вынеся в название заголовок сборника, опубликованного в 1835 году, театр освободил себя от необходимости последовательного изложения, доверившись искусству монтажа и чувству личной сопричастности. В чем Юрия Любимова поддержала музыка Альфреда Шнитке и графика Юрия Чарышникова.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.