• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В. Семин. «Двенадцатый час»

«Театр», 1960. № 7

А. Арбузов определяя возраст действующих лиц своей трагикомедии «Двенадцатый час», пометил: Дор Николай Альбертович, владелец кондитерской — 5 5 лет, его компаньон Свидерский — 35, поэт Кирилл Каретников — 42 года, Петровых Орест Львович, инженер — 48. Все это, по замыслу драматурга, люди, родившиеся задолго до революции, характеры которых формировались под влиянием сложнейших, подчас глубоко противоречивых событий империалистической, а затем гражданской войн, эпохи военного коммунизма, и, наконец, нэпа. Их чувства и мысли обострены ожиданием неминуемого краха, катастрофы, к которой неумолимо приближает последышей российского предпринимательства железная логика развития нашей страны. Они то откровенно циничны, то пытаются философски обосновать свою позицию паразитов, владельцев капитала, частных лиц.

А. Арбузов не опримитизировал своих героев. Напротив, их словесное «оперение» чрезвычайно ярко. Люди прошлого, уходящего века, они в полной мере освоили культуру своего класса.

Понятно, с какой трудной задачей столкнулся драмический коллектив университета, участникам которого едва по двадцать лет, решивший поставить эту сложную пьесу. Но, должно быть, именно трудность, интеллектуальная высота задачи вдохновили энтузиастов на создание по-настоящему интересного, своеобразного спектакля.

Удивительно, как глубоко, как профессионально тонко прочувствовал свою роль студент физмата В. Дудкевич. Посмотрите, как мечется, как фиглярствует его Каретников, изверившийся в правде жизни слабовольный добряк, талант, растративший свое дарование на пустячки, на оплевывание того, во что ему самому страстно хочется верить. Право же, этот образ- удача, перерастающая рамки любительской сцены.

Прекрасно поняла свою Анну, дочь кондитера и непризнанную поэтессу, студентка историко-филологического факультета Н. Кидина. Изломанная, опустошенная профессиональная иждивенка, эта женщина кажется иногда искренне страдающей и тяготящейся ничтожными людьми, которые ее окружают и которых она сама к себе привлекает. Тогда ее тянет к чистому, верному и наивному Улыбашеву (Д. Балыченцев). Но эти «взлеты» духа у нее редки и только резче оттеняют последующее неизбежное падение.

Николай Альбертович Дор (В. Слуцкий) и инженер Петровых (Е. Руденко) — активные воинствующие защитники старого. Их «идеологические» расхождения ничтожны, это просто мелкая свара в лагере единомышленников. В их лице Советской власти придется иметь дело с сознательными, гибкими, способными выжидать и прятаться, хорошо вооруженными врагами.

Наиболее естественными и интересными среди положительных персонажей получились образы домработницы Дора — Катеньки и ее брата Сережки, созданные С. Дорофеевой и А. Григоровым. В Катеньке много внутренней силы, чистоты. Это еще не раскрывшаяся полностью, многообещающая натура, человек с ясным и хорошим будущим.

Симпатию вызывает и по-деревенски наивный, но уже способный постоять за себя Сережка. Он сын сельского коммуниста, убитого кулаками, уже хорошо знающий, кто друзья народа, а кто его враги.

Интересен инженер Ромка Безенчук в исполнении первокурсника юридического факультета В. Гуревича. Это новый человек, с новым мировоззрением, строитель будущего, на долю которого выпадет и возведение стен Сталинградского тракторного, и борьба с Дором и ему подобными.

Запоминаются и другие участники спектакля: глуповатый Свидерский (студент И. Петров), примадонна Иветта Михайловна (И. Гринченко), служащий Дора Рябов (А. Романов), Янина (Д. Богданис), создающие вместе прекрасный ансамбль, с помощью которого режиссеру-постановщику, артисту театра имени М. Горького А. Завадскому удалось глубоко раскрыть замысел драматурга.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.