• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Шапарева. Дань Мейерхольду

«Лес» в постановке Кирилла Серебренникова по пьесе Островского отсылает к одноименному спектаклю Всеволода Мейерхольда. Одна из главных параллелей этих двух спектаклей – вольная рука режиссера, который делает для этой пьесы не меньше, чем сделал когда-то ее автор, А.Н. Островский. равную позицию с автором пьесы. Серебренников, как и Мейерхольд, ищет особый путь преподнесения текста XIX века современному зрителю, актуализируя пьесу и закладывая новые смыслы.

Прежде всего, действие спектакля перенесено почти на 100 лет вперед – обстановка, предметы интерьера и быта пропитаны духом советских 60-х. Перед зрителем предстает мир, в котором женские персонажи тоскуют по любви: Аксюша пытается бороться за свое личное счастье с возлюбленным; Гурмыжская и Улита ищут мужского внимания, их танец полон скрываемого чувства и желания. Но если помещица и ее подопечная обретут свое «счастье», то Улита в разочаровании отвергнет актера как человека недостойной профессии и останется в одиночестве.

В балагане и фарсе происходящего, комичной игре артистов также чувствуется дань Мейерхольду. Вот Буланов выполняет гимнастические упражнения, запевая под аккомпанемент пианино. Детский хор выходит на сцену и исполняет песню как на утреннике, когда Восмибратов спрашивает Гурмыжскую о возможности союза Петра и Аксюши. А некоторые режиссерские находки уносят зрителя прямиком в настоящее, или совсем недавнее прошлое. Например, тот же самый хор появляется во время свадьбы и после «инаугурационной» речи Буланова затягивает «Беловежскую пущу». И у Серебренникова еще немало таких приемов в запасе.

Пространство спектакля выполнено в подчеркнуто «деревянном» стиле, от стен и пола до конкретных предметов мебели. Это постоянно напоминает зрителю о том, что «лес», вынесенный в заглавие пьесы и, как окажется, дикий и дремучий, пронизывает всю ткань повседневного мира героев. Он становится метафорой общества, средой взаимоотношений между людьми. А значит, их судьба зависит от того, кому «лес» достанется. Как выяснится, часть его уйдет в руки Восмибратову, обыкновенному мошеннику, еще и с пистолетом в руках, а в поместье Гурмыжской появится новый хозяин – корыстолюбивый Буланов, чей девиз «только бы знать, как вам угодно, я бы, наверное, так и старался». Счастливцев и Несчастливцев, противопоставленные «лесу» в его алчности и косности, покидают поместье. В этом Серебренников следует традиции пьесы. Его герои добровольно вверяют свою судьбу тем, для кого она все равно что прах.

Однако если Мейерхольд оставлял в спектакле надежду в лице молодого поколения («Счастливые Петр и Аксюша, которых молодой зритель, нацеленный на светлое будущее, воспринимал как своих современников, покидали дикий „лес” и шли навстречу новой жизни», - так пишет Вадим Щербаков в своей статье), то Серебренников настроен более критично. В его спектакле Петр предстает сыном бандита, приземленным молодым человеком, а Аксюша, следуя за ним, оставляет свои крылья, а ведь благодаря им она могла воспарить над банальностью мира, которому в итоге себя вручает. В отличие от молодых персонажей спектакля Мейерхольда г ерои Серебренникова остаются в этом непроходимом «лесу», радостно вступая в общий хоровод. И пока толпа веселится, не замечая траурного венка, возложенного ей вслед, только Гурмыжская остается смотреть на него в отчаянии. А сцену в это самое время плавно закроет черный занавес.

Образы, созданные режиссером, подсказывают, что у спектакля есть политический подтекст, вместе с тем они предельно точны и конкретны, что ограничивает простор для ассоциаций и работы мысли. Не покидает ощущение, что эти образы найдут отклик в душе только у того зрителя, который живет в заданных социально-политических реалиях, а со временем перестанут и ему быть близкими или понятными, утратят свою актуальность. Уплощается пространство пьесы Островского, теряется вневременной пласт, который придает оригинальному тексту драматурга глубину, дает ей более широкий смысл.

Рецензия Анастасии Шапаревой написана в рамках майнора «Театр с нуля» (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX - XXI вв. НИУ ВШЭ, преподаватель – Елена Леенсон)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.