• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К. Щербаков. Много ли человеку надо?!» // «Литературная газета», 18 июля 1959 года, № 89

«Литературная газета», 18 июля 1959 года, № 89

Этот вопрос вынесен драматургом А. Галичем в заголовок его «сентиментальной комедии в двух частях», поставленной театром имени Вахтангова. Ее герой московский торговый работник Башашкин.

Некогда его несправедливо обвинили во взяточничестве, но он не стал драться, доказывать свою правоту, а уехал в глухой городишко, перестал бриться и каждый день после работы демонстративно страдал, лежа на диване.

Что же, может быть, и такой человек тоже заслуживал нашего внимания, если, конечно, у него было за душой что-то, помимо обиды, которую он носит, как монах власяницу, всем напоказ. Но о том, что за человек Башашкин и за что, собственно, надо его полюбить, пьеса так и не смогла нам рассказать.

А между тем пьеса начинается с того, что московские друзья вспоминают о Башашкине и зовут его работать обратно в столицу. Извинения принесены. Справедливость восстановлена. И дальше все строится на том, что занятые люди, бросив свои дела, уговаривают на разные лады Башашкина забыть обиды и идти работать в показательный универмаг заведующим музыкальным отделом. Башашкин же, без всяких на то оснований, от предложенной работы отказывается и по-прежнему ходит небритым.

Пьеса расползается на глазах. Нужен какой-нибудь эффектный поворот сюжета, и вот в действие вступает тринадцатилетняя дочь Башашкина Катя. Ей вручают билет на бал отличников Кремль. На балу нужно быть в красивом платье. А где его взять? Просить папу нет смысла: ему некогда, он страдает. Выхода нет, остается только надеяться на чудо.

И драматург пересказывает сказку о Золушке, только слегка модернизируя ее. Функции доброй феи берут на себя сотрудники показательного универмага. Охваченные филантропическим зудом, они проводят Катю вдоль прилавков, предлагая выбирать по своему вкусу платье, туфли и вообще все, что ей нравится. Наконец Катя, прилизанная и разряженная, как девочка с конфетной обертки, готова ехать на бал и покорять сердца отличников.

K тому времени появляется помолодевший цветущий Башашкин. Папа с дочкой поначалу даже не узнают друг друга. Потом объятия, поцелуи…

Но вдруг оказывается: автор в суматохе забыл о дикторе рекламного отдела универмага Люсе Шмелевой. Дело же в высшей степени серьезное: во-первых, Люся еще не замужем, во-вторых, не признан ее талант драматической актрисы. Выход находится незамедлительно: режиссер одного театра тут же признает за ней выдающийся талант и предлагает вступить в их труппу. А под занавес в Люсю скоропалительно влюбляется Башашкин.

Вот и все. А ведь руководитель постановки P. Симонов [2]  и режиссер Ю. Любимов проявили в своей работе немало фантазии, выдумки. Художник М. Виноградов [3]  остроумно оформил спектакль. Прелестна Е. Райкина [4], играющая Катю. Филигранно отделаны даже самые маленькие роли, которые играют такие мастера, как E. Понсова [5], Д. Андреева [6], Б. Шухмин [7] . И тем более досадно, что талантливый драматург, автор многих интересных пьес, написал всего лишь «сентиментальную комедию в двух частях», в которой так мало комического и так много сентиментального.

Сентиментального! A сентимент, как хорошо известно, не имеет ничего общего ни с человечностью, ни с большим чувством, ни с сердечностью.

 

 

Комментарии:

[1] Имеется в виду пьеса «Много ли человеку надо», написанная А. А. Галичем в 1957 году. Первоначально Галич написал киносценарий «Что человеку надо».

[2] Рубен Симонов – актер, педагог и театральный режиссер. Был художественным руководителем и главным режиссером театра имени Вахтангова с 1939 года до конца жизни в 1968 году.

[3] Милий Виноградов – советский сценограф. Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Работал в Москве с Ю. Завадским в его Театре-студии, в драматическом театре в Ростове-на-Дону. С 1940—1954 год — главный художник Московского театра имени Моссовета. Оформлял спектакли и в других театрах.

[4] Екатерина Райкина – актриса. Окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. Актриса театра имени Вахтангова и театра «У Никитских ворот».

[5] Елена Понсова – актриса. В 1928 окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина. Служила в Театре имени Вахтангова с 1925 по 1966 год.

[6] Дина Андреева – актриса. Служила в Театре имени Евгения Вахтангова с 1925 по 1994 год.

[7] Борис Шухмин – актёр. Окончил в 3-ю студию МХТ.  Служил в Театре имени Вахтангова с 1921 по 1962 год. С 1926 года преподавал в Театральном училище имени Б. В. Щукина.

Комментарии подготовлены Наталией Голубенко, студенткой ОП «Филология» НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.