• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. Солодовников. Диагностика драмы

О книге Н.Велеховой «Серебряные трубы»

«Литературная Россия», 1984, 20 апреля, С. 20.

Нина Велехова, чья критическая мысль отличается обычно свежестью и глубиной, выпустила книгу «Серебряные трубы» [1], которую сразу хочется сравнить с узловой станцией на путях «движущейся эстетики», как принято величать критику. Книга посвящена существенным проблемам драматургии. В известной мере она прикасается и к спектаклям, то есть к воплощенной драме (к сожалению, лишь изредка).

Свободная по композиции, книга прокладывает временные мосты от истоков советской драмы до живой драматургической практики последних десятилетий. Вполне закономерно труд Н. Велеховой начинается главой «Ключи ко всем тайнам жизни», где трактуется отражение в драматургии темы труда. Ведь именно труд, по мысли автора, является выражением творческой (а значит, и эмоциональной) мощи человека. Это понимал Маяковский, противопоставив в «Бане» окрыляющий реализм фантастических гипотез изобретателей Машины времени бесплодной, мнимопатетической болтовне Победоносикова. Поэтизацией труда отмечены и ранние пьесы Н. Погодина.

Дальше Н. Велехова переключает наше внимание на «производственную» драматургию 70-х годов. Она анализирует «Сталеваров» Г. Бокарёва, «Человека со стороны» И. Дворецкого, «День приезда – день отъезда» В.Черных. С этими произведениями сопоставляются «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся...». В этих пьесах А.Гельмана автор подчёркивает плодотворное стремление соединить будничный труд с высоким этическим идеалом человека эпохи НТР. Тем самым возвышается нравственно-художественная суть «производственной» пьесы.

Присоединяюсь к критическим замечаниям автора в адрес Г. Бокарёва, И. Дворецкого, В. Чёрных, хочу только добавить, что их герои несли на себе печать определённого времени. Они (и не только они) наивно верили в возможность достижения высоких жизненных целей волевыми, волюнтаристскими методами, в отрыве от коллективной людской общности. Пьесы эти выполняли функцию отражения жизни, но не сумели «подсказать» пути её преобразования. Правда, в авторском анализе «производственной» драматургии чуть-чуть недостает чувства историзма.

Способность высокого обобщения и вместе с тем своеобразного прогнозирования путей в будущее свойственно драматургии Л. Леонова, которой в книге уделено наибольшее внимание. Диалектика драмы, противоречивые пути движения характеров, художественные средства проникновения в глубины человеческого духа прослежены в анализе «Нашествия», «Золотой кареты», «Метели». Прослежены убедительно и доказательно.

Обстоятельно говорится в книге о драматургии И.Друцэ, её сложной поэтике и философской глубине. 

Среди авторов, привлекающих внимание Н. Велеховой, – К. Тренев («Любовь Яровая»), В. Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Э. Радзинский («Лунин, или смерть Жака»), а также произведения К.Симонова, Е. Шварца, А. Салынского, В. Лаврентьева, Б. Васильева, В. Розова и других. Мысль критика направлена на выявление того нового, что внесло в драматургический процесс каждое из затрагиваемых произведений. Вместе с тем эта мысль направлена против попыток возвести в ранг современного героя «маленького человека», лишенного широких общественных связей и мало-мальской способности выйти из своей скорлупы, чтобы поразмышлять о судьбах «глобуса».

Можно пожалеть, что полемический темперамент книги, направленный против камерно-бытовой, замкнутой в узкосемейном кругу пьесы, не встречает «сопротивления» реального драматургического материала. Всякий раз, когда речь заходит о натурализме, схематизме, эпигонстве, автор книги предпочитает анонимы и уходит от анализа или хотя бы упоминания конкретных произведений дурного свойства. Давно известно, что учиться можно не только на хорошем, но и на ошибках, на открытой критике плохого.

Много сторон драматургического творчества затронуто в книге. Здесь сделан упрёк нашей драматургии за слабое внимание к поэтическому воплощению темы любви (это раздел «Серебряные трубы», давший название всей книге); критически рассмотрены некоторые пьесы, посвященные проблеме «отцов и детей» и прокламирующие якобы неизбежность разрыва поколений; много внимания уделено комедийному жанру, исконным связям человека с землёй-кормилицей, спектаклям о счастливой и несчастной судьбе личности.

Особая глава отведена критике философии экзистенциализма, легшей в основу театра абсурда, уничтожающего спектакль как источник душевного ощущения и положительных эмоций.

В своих размышлениях о поэтике драмы, о законах её художественного конструирования Н. Велехова опирается на опыт классиков, прежде всего Чехова и Островского, отчасти Шекспира и Л. Толстого. Большая глава «Драма как художественная структура» направлена на утверждение действия, являющегося основным идейно-художественным «строительным материалом» пьесы. В книге смело и убедительно проводится аналогия между «спущенным» языком драмы и языком стиха, между развитием драматургического действия и композиционным строем музыкального произведения. 

Пафос книги – в защите и утверждении философско-поэтического театра и соответствующий ему драматургии. Их масштабность, широта охвата явлений и глубина мысли отвечают, по справедливому мнению автора, масштабам нашей эпохи, грандиозной задаче сотворения нового мира.

А.Солодовников

Заслуженный деятель искусств РСФСР

 

[1]  Нина Велехова . Серебряные трубы : Сов. драма вчера и сегодня / М. : Советский писатель, 1983. 

 

Статья подготовлена к публикации Ксенией Андреевой, студенткой образовательной программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ (Проект «Архив театра», руководитель – Елена Леенсон)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.