• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Михаил Сонькин. Постмодернистский «Царь Эдип»

Трагедия Софокла “Царь Эдип” — это история борьбы человека с роком, который, несмотря на все попытки, неотвратимо на него надвигается. В своей постановке Римас Туминас ясно и четко выражает этот мотив через разнообразные метафоры и символы: их воплощают костюмы, декорации, сценография.

Идее неодолимого рока подчинено решение сценического пространства спектакля. Сзади сцены, там, где в античном театре находилась так называемая скена, которая скрывала от зрителей переодевающихся актеров, находится подвижный цилиндр, время от времени катящийся к краю сцены и обратно. Все действие разворачивается перед ним, как и на нем: в моменты, когда Эдип желает показать свое превосходство, он оказывается сверху, на цилиндре. Его способность устоять на этом сооружении — знак его уверенности в победе над роком, пока он не понимает, что эта победа мнимая.

Цилиндр похож то ли на безумную шарманку, то ли на паровой каток. Герои то бегут от него, то покорно под него ложатся, то пытаются его удержать, как Иокаста в сцене рассказа пастуха.

Он постепенно опрокидывает и подминает под себя героев трагедии. Интересно, что в древнегреческом театре скена также являлась местом, за которым происходила смерть героя — это событие никогда не показывали зрителям. В спектакле Туминаса Иокаста, о самоубийстве которой мы узнаем не напрямую, а через очередного рассказчика, «поглощается» небытием: за цилиндр она уходитв белом, а возвращается оттуда в черном, в виде своей тени, а возвращаясь, играет с черными птицами, образы которых были предсвестницами несчастья с самого началя спектакля.

Эдип на протяжении всей постановки носит исключительно белое, как будто пытается и самому себе, и всем остальным доказать свою невиновность. Сочетание белых одежд с золотом подчеркивает его гордыню, создает образ, схожий с образом мафиоза, нечестным способом отобравшего Фивы у их законного царя.

Вообще белый цвет играет в спектакле роль индикатора: ондемонстрирует, как человек избегает правду, показывает его слепоту, замаскированную под “чистоту риз”. Как Эдип не может признать свое родство с женой и свою причастность к смерти Лая, так и Иокаста, одеваясь в белое, сопротивляется очевидному. Черный — цвет хора и старцев-вестников, с одной стороны, служит фоном для главных героев, а с другой, контрастом, подчеркивающим черно-белость и предельную ясность мира.

Интересна роль древнегреческого языка, на котором изъясняется хор, когда рядом нет центральных персонажей. Непонятный нашему уху язык только усиливает тревогу и страх перед неизвестным. В один момент весь хор пытается затолкать роковой цилиндр внутрь сцены. Как и Эдип с Иокастой, они не желают смиряться с волей судьбы.

Весь спектакль сопровождает одна и та же мелодия. Она появляется до из-за сцены, то в исполнении самого Эдипа. Навязчивый мотив, как шарманка, повторяет одну и ту же “истину”.

Туминас играет со зрителем при помощи постмодернистских ассоциаций: Эдип, играющий на саксофоне, приходит из “Гамлета” Питера Штайна, а дочери царя — из “Сияния” Кубрика, что позволяет нам легко вообразить их дальнейшую кровавую судьбу.

Единственная отсылка к древнегреческому контексту (если не считать языка хора) — это бегающий по сцене и кривляющийся персонаж из греческих ваз и орнаментов. Он не привлекает осмысленного внимания и только подчеркивает, что мы видим трагедию вне времени и вне рамок одной культуры.

Преподаватель – Т.В.Левченко.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.