• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ДЬЯВОЛ СТАЛИНА»

(без автора)
«Шпигель» (Der Spiegel), 37/1983, С. 203

Самый энергичный театральный руководитель Москвы Юрий Любимов может потерять свою должность: два его новых спектакля в Театре на Таганке запретила цензура.

На стенах кабинета главного режиссера Юрия Петровича Любимова — слова благодарности и приветствия от известных социалистических деятелей политики и культуры. Есть, например, подписи бывшего главы СЕПГ Вальтера Ульбрихта и его супруги Лотты, руководителя Кубы Фиделя Кастро и секретаря итальянской Компартии Энрико Берлингуэра.

Автограф на стене у Любимова оставил и Генрих Бёлль из западной Германии, и его американский коллега по писательскому цеху Артур Миллер. Выдающийся британский актер театра и кино лорд Лоренс Оливье написал здесь: «Что за живой и деятельный театр!» [1]

Но у консервативных советских чиновников в сфере культуры экспериментальный «Московский театр драмы и комедии на Таганке» и его руководитель вызывают лишь раздражение. Так, недавно всемирно известному режиссеру запретили две постановки: до широкого зрителя не дошёл ни «Борис Годунов», ни «Владимир Высоцкий» — спектакль о жизни и творчестве великого поэта и актера Таганки.

Запреты привели к небывалому для советской столицы противостоянию между театром и Министерством культуры, осуществляющим  цензуру. Шестидесятипятилетний Любимов, лауреат Сталинской премии, заслуженный артист России, обладатель ордена Трудового Красного Знамени и член партии с 1952 года, отказывается работать над новыми постановками, пока ему не разрешат показывать последние спектакли.

Известный театральный деятель (в данный момент — приглашенный режиссер в лондонском театре «Лирик»), комментируя на прошлой неделе для газеты «Таймс» отставку и отъезд Любимова на Запад, сказал, что чиновники держат Театр на Таганке за горло, и ему грозит гибель.

«Бориса Годунова» министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев запретил незадолго до премьеры, в декабре прошлого года. Вероятно, причиной стали многочисленные параллели между изображенными Любимовым кознями в царском дворце и тем, что происходит в Кремле сегодня, тем более что некоторые актеры читают пушкинский текст в современных костюмах.

Сценарий пьесы о Высоцком главный режиссер после долгих препирательств вынужден был вновь отложить, хотя билеты на премьеру уже были распроданы.

Ежегодно в день смерти Высоцкого у его могилы на Ваганьковском кладбище собираются тысячи молодых людей. Стихи и песни поэта посвящены, прежде всего, жизни советского человека, с его маленькими и большими заботами: тут и стояние в очередях, чтобы хоть что-то купить, и необходимость заказывать  телефонные разговоры, и даже неполадки в работе «Аэрофлота».

Трудности во взаимоотношениях с начальством для Юрия Петровича не в новинку. Начиная с 1979 года, его труппе запретили выезжать за границу. Сам Любимов в апреле прошлого года получил визу в ФРГ, и то только благодаря личной просьбе министра иностранных дел Германии Геншера, который специально обратился за этим к своему коллеге Андрею Громыко. В итоге  Любимов поставил оперу «Четыре Грубиана» итало-немецкого композитора Эрманно Вольфа-Феррари в Баварской государственной опере.

Юрий Любимов возглавил Театр на Таганке в 1964 году и из захудалого театра сделал театр мирового значения. При Леониде Брежневе, предшественнике Андропова, он дважды лишался своей должности. Но оба раза его восстанавливали, как говорят, после личного вмешательства Брежнева.

Театр и главный режиссер все время находились под пристальным вниманием советской прессы, но популярности театра это не повредило. Наоборот: москвичам ежедневно приходится выстаивать многочасовые очереди, чтобы достать билеты в зал, в котором всего 794 места. Прямо перед представлением лестницы ближайшей станции метро заполнены поклонниками театра, которые спрашивают «лишний билетик», а во время спектаклей в проходах толпятся зрители, которым удалось пробраться в зал без билета.

В репертуаре Театра на Таганке и «Мать» Горького, и спектакль по «Трем сестрам» Чехова (последняя работа режиссера из тех, что идут сегодня в театре). Среди наиболее востребованных спектаклей Любимова — инсценировка романа Юрия Трифонова «Дом на Набережной» о жесткой расплате с приспособленцами в сталинскую эпоху.

Московская публика с восторгом принимает таганскую постановку романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который в течение многих лет был запрещен, то есть этот спектакль тоже рискованный. Дьявол здесь является в сталинскую Москву, Иисус Христос выступает в роли наивного проповедника, а главная героиня, фаустовская Маргарита, появляется на сцене с обнаженной грудью, хоть и спиной к зрителям.

Газета «Правда», главный рупор партийной пропаганды, после премьеры написала о том, что спектакль якобы содержит “неоправданные аналогии”, приводящие к «искажению исторической перспективы», которые должны быть «решительно отвергнуты». <…> По словам авторов газеты, недавно Черненко, новый главный идеолог партии и соперник Андропова, выступал перед ЦК против «искажения нашей действительности, бездарности и художественной несостоятельности» пьес. Такие тенденции только вредят делу воспитания народа [2].

Тем не менее Любимов, у которого были хорошие отношения с лидером партии Юрием Андроповым, решительно отстаивал свои позицию.

Всё же старания актеров и режиссера не оказались совсем уж напрасны. Понимая, к чему идет дело, режиссер пускал в зал зрителей уже во время генеральных репетиций обоих спектаклей, которые так и не разрешили.

  

[1] Оливье написал: “What a vital and vibrant theatre, so rich in exuberant production ideas and talent.”

[2] Примечание: Статья в газете «Правда» о спектакле «Мастер и Маргарита» была опубликована 29.05.1977 и называлась «Сеанс черной магии на Таганке», ее автор - Н. Потапов.

Перевод с немецкого Екатерины Назаровой,
студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» (проект «Зарубежные театроведы о русском театре», руководитель Е. И. Леенсон)


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.