• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Светлана Стрикалёва. В свете современного решения

Задействовав минимум декораций, звуков, Наставшев погружает зрителя в атмосферу дошедшей до крайности, болезненной злобы героини античной драмы. Минимализм средств выразительности только подчеркивает тупое и абсолютное желание мести, пронизывающее Медею.

Героиня Гуны Зарини похожа на загнанное в угол обезумевшее животное, которое мечется по клетке, не в силах изменить своего положения. Даже грим ее изображает какую-то болезнь, истощенность – впалые скулы, ввалившиеся блестящие от гнева глаза подчеркнуты красным – то ли кровью, то ли воспалением, то ли воинственным раскрасом древних племен. Стул Медеи, чуждой окружающему ее миру, противопоставлен стульям остальных героев, и с него она предстает перед зрителем особенно остро нуждающейся в понимании и каком-либо человеческом сочувствии. Ее эмоциональность, чуждая расчетливости, подчеркивается сценической хореографией, написанной для актрисы.

Классический античный хор в постановке - сыновья Медеи и Ясона. Они – лишь наблюдатели, обезличенные и неживые, они же – единственное орудие мщения их матери. Роль детей в спектакле заключается лишь в пересказывании истории их родителей (ну и в том, чтобы вовремя умереть, конечно). В отличие от оригинальной пьесы Еврипида, в спектакле они даже не произносят ни слова, кроме пения, что лишь подчеркивает их возведенную в абсолют обезличенность.

Каждый персонаж будто бы сделан под колдунью. Действие превращается в круговорот декораций внутри клетки безумной колдуньи, актеры будто бы создают новых персонажей для новой Медеи Наставшева. Их заметно меньше, чем в оригинале, но сыграны они так, что ни одна роль, кроме, пожалуй, роли раба, не кажется проходной или посредственной. Ясон, например, выглядит уставшим от героизма героем, искупавшимся в бытовой серости, а царь (отец новой возлюбленной неверного мужа Медеи) – просто напуганным слабохарактерным стариком.

Что действительно восхищает в этой постановке, так это ее визуальный облик. Лаконичность декораций – не его бедность, а особый шарм, который идеально отражает незначительность хронотопа в сравнении с происходящим в сознаниях героев пьесы. Цветной фон, кстати – прекрасное отражение общего настроения в конкретные моменты постановки. Режиссер играет на психологическом восприятии цвета зрителем, показывая ему оттенки настроения, господствующие в определенные моменты повествования.

Отдельно хотелось бы отметить музыкальное сопровождение спектакля. Лишь двое детей, поющих в унисон, да пара-тройка струнных аккордов с преобладанием баса – и больше ничего не нужно для полноценной акустической картины психологических состояний героев и драмы в целом.

Переживания и внутренний мир героев отражены в их пластике, движениях. Хореографически каждый персонаж поставлен так, что, во-первых, противостоит главной героине, во-вторых, способен и без реплик передать свои намерения, создать на сцене психологический портрет своего героя. Хореография и грим актеров детально продуманы и очень органично вписываются в личностные характеристики их персонажей. Настолько, что лаконичность костюмов никак не обедняет визуальные портреты героев пьесы Еврипида. Свет же прекрасно дополняет визуальное решение: это и средство выразительности в руках режиссера, и штрих, подчеркивающий рефлексию персонажей и изменение общего пафоса произведения.

В целом «Медея» у Наставшева получилась достойным прочтением знаменитой античной пьесы. Смелая современная обработка уже порядком избитых тем и символов смотрится органично и правильно – такими, наверное, и должны быть постмодернистские версии классических произведений. Прекрасная актерская игра отлично раскрывает характеры главных героев пьесы Еврипида, а сам спектакль производит очень сильное эмоциональное впечатление на зрителя благодаря грамотным и со вкусом примененным средствам выразительности.

Преподаватель - Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.