• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

М. Троянский. СЦЕНИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ ПО РОМАНАМ К. ФЕДИНА: Постановки Театра имени Евг. Вахтангова «Первые радости» и «Кирилл Извеков»

Ленинградская правда. 27 сентября 1951

 

Советскому читателю хорошо знакомы романы К. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето» [1]. Эти книги дороги нам за страстное, правдивое изображение в них прошлого нашей Родины, раскрытого автором в революционном развитии, в процессе победоносной борьбы нарождающегося нового против отживающего старого.

Писателю удалось реалистически запечатлеть картины событий, происходящих на одном из волжских городов после революции 1905 года, а затем в незабываемые годы гражданской войны, когда в боях решалась судьба молодого Советского государства. В центре обоих произведений — фигуры большевиков Петра Рогожины и Кирилла Извекова, стойких, беззаветно преданных делу народа. Этих героев горячо полюбили советские читатели.

Обращение коллектива Театра имени Евг. Вахтангова к романам К. Федина говорит о том, что театр искал материал, который помог бы ему решить благородную задачу — показать нашей молодежи, как формировались революционные силы подполья, как они потом мужали и закалялись в боях за советскую власть, боролись за счастливое будущее сегодняшнего поколения.

ЦК ВКП(б) в постановлении «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» призывал воспитывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности [2].

В романах Федина театр увидел заложенные в них возможности для создания спектаклей, имеющих большое воспитательное значение для наших зрителей, особенно для молодежи.

Естественно, что в инсценировку, сделанную В. Месхетели и К. Фединым, не вошли очень многие эпизоды произведений. Из широкого полотна обоих романов выбраны лишь главнейшие сцены. Так, из романа «Необыкновенное лето» взяты лишь те картины, в которых наиболее полно и последовательно раскрывается деятельность большевика, секретаря городского Совета Кирилла Извекова (его именем и назван второй спектакль театра). Но и на основе этого материала театру удалось создать продуманные, хорошие спектакли (режиссер Б. Захарова, ассистент И. Прибыльская). Взволнованно рассказывается в них о героическом пути лучших сынов нашего народа, о мудрости большевистской партии. В спектаклях раскрывается пафос борьбы за утверждение нового мира.

Одним из достоинств обеих работ театра является то, что положительные герои изображены устремленными в будущее, что они окрылены самыми благородными мечтами. Так, мы всецело верим исполнителю роли Кирилла Извекова Ю.; Любимову, когда он, волнуясь, говорит о самом заветном, что составляет подлинное счастье профессионального революционера-большевика.

- Я учусь еще только ремеслу руководить людьми, то есть специальности, но я знаю, что ремесло это может быть поднято на огромную вершину, на высоту настоящего искусства… Да, я буду радоваться, как художник, когда увижу, что кусок прошлого в тяжелой жизни народа отвалился, и счастливый, здоровый, сильный клад начинает завоевывать себе место в отношениях между людьми.

За эту мечту, претворяемую большевиками в жизнь, любят Извекова — Любимова зрители, внимательно следящие за судьбой бывшего ученика технического училища, ставшего на благородный путь революционера, выросшего в руководителя народных масс. Ю. Любимов исполняет роль с той простотой и свободой, которая дается только в результате вдумчивой работы, глубокого проникновения в характер своего героя. Актер создает привлекательный образ молодого коммуниста, кристально чистого во всех своих мыслях и поступках, жизнерадостного, простого в обращении с окружающими. Глядя на Извекова-Любимова, зрители невольно вспоминают о тысячах известных и безымянных деятелей первых лет революции, боровшихся за наше светлое сегодня.

Эта же устремленность в будущее видна во всех действиях Аночки Парабукиной, которую играет Г. Пашкова. В спектакле «Первые радости» актриса хорошо передает детскую пытливость, любознательность своей маленькой героини. Во втором спектакле исполнительница ярко показывает страстную увлеченность Аночки театром, который в ее представлении должен служить народу, трепетную и целомудренную любовь к Кириллу. Все это овеяно поэзией счастливой юности и словно складывается в песню о красоте и богатстве душевного мира простых людей, освобожденных революцией для творчества.

Радость созидания новой жизни пронизывает мысли и поступки представителей народа, действующих в сценической эпопее, особенно во второй ее части. Она ощущается в стойком поведении и вере в дело своего сына учительницы Извековой (М. Синельникова и А. Орочко), в мечтах о справедливой жизни крестьянина-бедняка Ипата Ипатьева (В. Колчин), в хлопотливости рабочего Матвея (И. Каширин) — нового хозяина, деловито осматривающего имущество, перешедшее в руки народа, в горячих речах молодых сотрудников школьного отдела (Т. Блажкина и Е. Федоров).

Хорошо раскрыта в спектаклях тема заботы большевиков о детях. Сцены встреч Петра Рагозина с сыном Иванова (В. Ершова) обогащают образы коммунистов как людей, борющихся за будущее для грядущих поколений.

Однако в целом образ коммуниста Петра Рагозина не получил достаточно убедительного, продуманного истолкования. Если в инсценировке «Первых радостей» роль Рагозина оказалась обедненной, то в литературном материале «Кирилла Извекова» есть все возможности для создания сильного, выразительного образа большевика. Однако работу Н. Бубнова и Н. Тимофеева над этой ролью никак нельзя считать завершенной.

С подлинным сатирическим блеском играет драматурга Пастухова М. Астантов. Правда, в обрисовке молодого Пастухова (в первом спектакле) актер злоупотребляет комедийными красками. Зато во второй постановке фигура мягкотелого интеллигента, труса и в конечном итоге врага революции предельно ярко разоблачена исполнителем.

Противоречива работа Н. Гриценко над образом актера Цветухина. в «Первых радостях» исполнитель создает запоминающийся сценический портрет фатоватого провинциального актера, баловня публики. В спектакле «Кирилл Извеков» Цветухин, каким показывает его Н. Гриценко, почти не меняется. Это неверно. Цветухин хотя и сохранил свое позерство, но все же многое понял и переоценил. Он искренне хочет найти пути служения новому искусству, нужному народу. Н. Гриценко недостаточно показывает процесс внутренней ломки своего героя.

Яркую, колоритную, в манере репинской кисти, фигуру крючника Тихона Парабукина создает С. Лукьянов. Его Тихон напоминает также героев горьковской пьесы «На дне». Но в некоторых сценах актер излишне заботится о чисто внешних исполнительских эффектах.

Хорошо играет В. Покровский бывшего офицера царской армии Дибича, вернувшегося из немецкого плена на Родину. Однако в середине роли, подчеркивая физическое и моральное выздоровления Дибича, артист несколько переигрывает, делая своего героя менее вдумчивым и глубоким, чем он дан в романе.

Отмечены точность истолкования, выразительны фигуры отрицательных персонажей.

Образ купца Меркурия Авдеевича Мешкова нашел сильного исполнителя в лице В. Кольцова. Внешне благообразный, прячущий под мягкой, подобострастной манерой поведения звериную сущность собственника, врага революции, — таков Мешков в истолковании Кольцова. Этот образ ясно показывает зрителям, особенно молодежи, с какими опасными и хитрыми врагами приходилось бороться в те годы.

Не менее выразительно охарактеризован И. Толчановым жандармский подполковник Полотенцев. Тщательно сделаны в спектаклях и небольшие роли — Дорогомилова (В. Этуш), Ксении Рагозиной (К. Ясюнинская), Ольги Ивановны Парабукиной (Е. Понсова), тетушки и племянника Шубниковых (В. Данчева и В. Колчин), прокурора (В. Русланов), жандармских ротмистров (Н. Яновский и А. Борисов) и другие.

В последней сцене спектакля «Кирилл Извеков» Аночка прощается с Кириллом, отправляющимся в Первую конную [3]. Девушка спрашивает, почему необходима разлука. Отвечая ей, Кирилл говорит:

- Никакой полет в небо невозможен без земли. Чтобы взлететь, нужно твердое основание. Мы сейчас отвоевываем себе это основание. Именно сейчас. Строим аэродром будущего. Эта работа долгая и тяжелая… Мы будем укатывать землю, чтобы оторваться потом в такую высь, какой люди никогда не знали.

Кирилл уходит. Аночка стоит, глядя ему вслед. Ветер колышет ее легкий белый платок, напоминающий крылья птицы, готовой к полету. Так в заключительном эпизоде спектакля снова звучит тема будущего, устремленности в это будущее.

В героической борьбе и трудах поколения советских людей строят коммунистическое общество. В невиданном разбеге устремилась страна в высь, к сияющим вершинам коммунизма. И зрители горячо принимают спектакли, правдиво рассказывающие об основателях, первых строителях того «аэродрома», о котором мечтал Кирилл Извеков.

Удача спектаклей по романам К. Федина, поставленных на сцене Театра имени Евг. Вахтангова, имеет для театра принципиальное значение. Творческая деятельность театра подвергалась в последние годы на страницах печати серьезной критике. Спектакли «Первые радости» и «Кирилл Извеков» говорят о том, что театр учел эту критику. Коллектив плодотворно поработал над новой постановкой «Кирилл Извеков». Значительно выросло исполнительское мастерство и усилилось идейно-художественное звучание спектакля «Первые радости», который был поставлен значительно раньше второй части эпопеи.

Зрители вправе ожидать от театра новых полноценных спектаклей о нашей сегодняшней действительности.


Примечания

[1] «Первые радости» задумывались как первый роман трилогии, охватывающий 1910 год, «Необыкновенное лето» -- 1919 год, незаконченный роман «Костер» -- годы Великой Отечественной войны.

[2] В Постановлении от 26 августа 1946 г. говорилось: «Наши драматурги и режиссеры призваны активно участвовать в деле воспитания советских  людей,  отвечать  на  их высокие   культурные   запросы,  воспитывать  советскую  молодежь бодрой,  жизнерадостной,  преданной Родине  и  верящей  в  победу нашего  дела,  не  боящейся  препятствий,  способной преодолевать любые трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать, что эти качества свойственны не отдельным, избранным людям, героям, но многим миллионам советских людей».

[3]  Первая конная армия под командованием С. М. Будённого была создана постановлением Реввоенсовета Советской Республики от 17 ноября 1919 года.

 

 Примечания Марии Назаровой, студентки образовательной программы "Филология" Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.