• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анна Трушина. От идеи до визуализации

Спектакль «Пиросмани, Пиросмани...» Эймунтаса Някрошюса как поразил меня своей искренностью, так ею же и напугал: моё впечатление об этой постановке неоднозначно. Сложно сказать, приятно ли было смотреть спектакль: он удивил меня, но также дал огромную почву для не самых позитивных размышлений насчёт бедности, жизни и смерти.
Я хочу рассмотреть постановку, ответив на следующие вопросы:
Какой у спектакля язык повествования?
Как на настроение спектакля влияет освещение?
Что для спектакля музыка и почему её так мало?
Кем являются гости Пиросмани?
Какую роль играет образ Ия-Марии, вступившейся за Пиросмани на площади?
Каковы главные, поднимаемые в спектакле мысли?

Для начала хочу отметить, что в спектакле куда более важны звук, движения и мимика, чем текст. Это сильная сторона спектакля, и она же является его ведущей особенностью: показать, а не рассказать. Эмоции на лице Сторожа, его радостные заботливые жесты, когда в сцене рядом находится Пиросмани, были бы понятны мне даже без слов. Я могла бы трактовать их по-разному, но в любом случае не ошиблась бы. А периодические появления в окне за спинами героев Ия-Марии и вовсе не сопровождаются ничем, кроме жестов и мимики: но по её прикосновениям к стеклу и слезам на глазах можно сказать гораздо больше, чем если бы закадровый голос описывал её пришествие. Потому что описать эту деталь спектакля, как и весь спектакль в принципе, словами нельзя. Он весь – эмоция, вырвавшаяся из души творца. Возможно, именно благодаря такому способу повествования после просмотра и у зрителя остаётся очень много противоречивых чувств.

Не могу не отметить, насколько важно для восприятия спектакля это тусклое освещение. Вся постановка показалась мне пронизанной ощущением приближающейся смерти, смерти в нищете. Это буквально тёмные времена: поэтому и героев, которые света удостаиваются, окружает мрак. Из-за того, что темнота сопровождает всю постановку, периодически полностью заслоняя сцену, мне стали ярче «светить» освещённые герои: но и этот свет, признаться, казался довольно бледным, угасающим, как жизнь Пиросмани. Вот как сильно повлияло на спектакль освещение.

Музыки в спектакле почти совсем не было. Она периодически возникала, бесспорно: например, когда в квартиру к Пиросмани вбежала Маргарита, словно светящаяся изнутри. Я предполагаю, что у этого есть логичное объяснение: образ героини очень лёгкий, воздушный, в отличие от самой постановки. Он разбавляет тьму и даёт зрителям сделать глоток воздуха, чего не случалось ранее. Поэтому создаётся ощущение, что музыка здесь появляется только в особенно важных моментах, когда ей можно нарушить гробовую тишину (что опять же отсылает к мотиву смерти в спектакле). Также я хорошо запомнила, как громко заиграла музыка в конце: Пиросмани уже мертв, его обнимает Сторож, а на этом фоне грозно возвышается оркестровая мелодия. Возможно, здесь музыка раздалась, потому что случилось то, к чему постановка и вела: смерть Пиросмани.

Все гости Пиросмани сошли с его картин. Взять, например, зажиточного крестьянина Григола: он пришёл к Пиросмани и пожаловался на то, как художник его изобразил. А Маргарита? Ведь ей тоже не понравился её портрет. Она невзлюбила полосатые колготки... Также я заметила в спектакле рыбака в красной рубахе и трёх князей, которые принесли в сцену стол. Мне кажется, Някрошюс очень хорошо «нарисовал» образы героев картин: все они оказались узнаваемы, и их появления я ждала с нетерпением. Но как же жаль мне было Пиросмани, труды которого так обесценивали люди с портретов.

Образ Ия-Марии показался мне наиболее загадочным. В начале постановки она упоминается Пиросмани с благодарностью. Она – мечта, она лучик света. Художник то и дело говорит о ней, вспоминает её косыночку и украшающие ее черешни: с самого начала понятно, какое огромное впечатление произвела Ия-Мария на Пиросмани. Периодически героиня появляется в окне за спиной творца: он не видит её, а она скребётся, разбитая, словно олицетворяя несбывшуюся мечту художника. В какой-то момент Ия-Мария начинает казаться проводницей в жизни героя: она сопровождает его и в горе, и в моменты надежды. Но в конце её образ внезапно начинает ассоциироваться со смертью. Ия-Мария хозяйски смывает пыль с окна Пиросмани, заходит в дом и наводит внутри порядок, а после соглашается быть для художника его Маргаритой и зовёт с собой «домой».

Во время просмотра я сразу поняла, что значит этот призыв. И правда – после её визита художник умирает. Ия-Мария же закуривает под звуки горя Сторожа. Мне кажется, здесь она главный персонаж после самого Пиросмани: героиня вносит в постановку тайну, загадку, которая держит интерес зрителей до самого конца.
Последнее, что я хочу выделить, это основные мысли спектакля. Здесь болезненно правдоподобно показано, как погибает чистый талант в бедности и мраке. Пиросмани гениальный художник, но жизнь к нему несправедлива: и эта несправедливость осталась во мне тяжёлым осадком после просмотра постановки. Также спектакль очевидно говорит о том, как неизбежна была смерть художника: от самого начала, где его чуть не забили, до конца. Поэтому и его гибель ощущается закономерным событием. Но от этого не менее грустным.
Если обобщить всё, что я сказала, можно прийти к такому выводу: этот спектакль не похож ни на какую другую постановку. Я не помню, когда смотрела что-то настолько же сильное.
Спектакль мрачный – от идеи до визуализации: он тихий и гнетущий, как смерть, он искренний в своём отчаянии. Эта искренность в эмоциях, в тишине, в суровой правде, с которой приходится сталкиваться поистине одарённым творцам. Поэтому она и пугает: я чувствую, что в мире действительно есть та несправедливость, которая показана в спектакле, и она мне близка. А то, что близко, отпечатывается в воспоминаниях сильнее всего.





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.