• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Удовенко. О художнике

Спектакль Някрошюса "Пиросмани, Пиросмани..." ставился по пьесе В.Коростылёва, которая, в свою очередь, основывается на биографии удивительного грузинского художника Нико Пиросмани. Этот факт сразу же задаёт общий тон постановки. Она во многом перекликается с творчеством самого художника и несёт в себе визуальный символизм, свойственный его изобразительному искусству.
Начнём со светового решения пространства. В течение всего спектакля сцена находится в полумраке, а то и в темноте. Нужные декорации или персонажи подсвечиваются, но основные тона всё ещё остаются в чёрно-коричневой цветовой гамме. Полагаю, данный приём Някрошюс взял из картин Пиросманишвили. Из-за нищеты художник зачастую писал на чёрной клеёнке, чтобы сэкономить краску. Таким образом он не раскрашивал свет, а осветлял черноту. Поэтому колорит и тон постановки подобны впечатлению от картин Нико Пиросмани.
Символизм в данном спектакле очень сложный и неоднозначный. Режиссёр часто отходит от текста пьесы и играет на ощущениях зрителей. Над некоторыми деталями приходится долго размышлять, изучать разные источники, и всё равно точного истолкования не найти, остаётся цепляться за какое-то общее впечатление. Например, когда девушка начинает мыть стёкла витрин и смывать с них белую краску. Вроде чувствуется облегчение, освобождение, очищение, но при этом острая тревога. Смерть, воплощающаяся в лице незнакомки в чёрном платье, несмотря на боль и трагизм, приносит облегчение, освобождает нищего художника от мук.
Одним из сильных и ясных визуальных символов для меня стала картина, которую главный герой нёс в начале спектакля изнанкой к зрителю. Расположение досок на подрамнике образовывало крест. Пиросмани (следовательно, и главный герой пьесы), как библейский мученик, отдал всю свою жизнь, силы и здоровье творчеству, и умер в нищете, так и не получив достойной похвалы. Его творчество стало его крестом, который он не посмел сбросить.
Главный герой здесь представлен темпераментным, чистосердечным и открытым  миру человеком. Естественно, с присущими многим творческим людям странностями, поэтому всё же не принимаемым окружающими. А ведь приятие для него очень важно. Множество раз в неистовом восторге и с гордостью обращается сценический Нико к сохранённому клочку бумаги со статьёй о себе. Единственный верный друг главного героя - это его сторож. Пиросмани относится к слуге нежно, но всё же иногда срывается на оскорбления ("пугало"), заставляет участвовать в своих странных выходках, и неосознанно проецирует на единственного близкого человека своё почти безумное состояние.
Образ Пиросмани в грузинской культуре достаточно романтизирован: честный, добрый труженик, воплощение лучшего в народе. Герой говорит громко, активно жестикулирует, его речь высокопарна и сложна, но при этом чувствуется искренность в каждом слове. Совершенно трогательной оказывается сцена с расставленными стульями. Сам Пиросмани всегда мечтал устроить коммуну, где художники и все любители искусства могли бы жить вместе и поддерживать друг друга. Видимо, такая же цель перешла и сценическому герою. С какой мечтательностью и гордостью говорит он о том, что придёт много гостей.
Общепринятый образ Нико Пиросманишвили раскрывается не только через речь и поступки, но и через персонажей его собственных картин, которые приходят к сценическому герою и разговаривают с ним. Маргарита раскрывает чувствующую и нежную сторону натуры героя, его романтичность и страстность. Одним из самых трагичных монологов является обращение Пиросмани к ней, похожее на исповедь. Он называет девушку "розой своей жизни". Забавно, что сама героиня при своём появлении на сцене пугается крысы: герои добрых и наивных картин художника никогда не смогли бы выжить в его мрачной и тяжёлой реальности. В момент же распития вина с Григоло раскрывается близость к грузинскому народу и широта души героя.
Задачей спектакля было раскрыть трагическую историю и гибель непризнанного творца, и, по общему впечатлению, Някрошюсу это удалось. Несмотря на всю многослойность и неоднозначность образов, зритель проникается драмой главного героя и сочувствует ему. Но, как мне показалось, спектакль сложно воспринимать полноценно на одних лишь ощущениях и ассоциациях, пришлось изучать дополнительные источники о личности самого Нико Пиросмани, чтобы образ воспринимался более целостно.  


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.