• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алена Утробина. Рецензия на спектакль Ф. Жанти «Край земли»

Это не относится к работе, но не написать я не могу.

Я пока не придумала, как выразить благодарность за второй модуль, за то, что мы смотрели.

Просто спасибо, что показываете «Край земли» или «Сутру». Когда я выбирала этот минор, даже предположить не могла, что это будет так захватывающе. Я давно не испытывала такого насыщения, полноты чувств и настолько ярких эмоций. В связи с чем сижу и радуюсь.

Спасибо!

И, наверное, после детского восторга было бы неплохо высказаться по сути.

Мне запомнилась одна необычная фраза, что театром можно назвать всё, что захочется назвать театром. И моё первое ощущение было, скорее, ироничным. Очень не хотелось думать, что невозможно наложение хоть каких-нибудь ограничений, которые позволили бы отметать откровенный саботаж и плоды «творцов искусства».

(Существует расхожее мнение, что быть «творческим персонажем» так легко и подвластно каждому. Взял гитару и открыл рот - вот вам и музыкант. Делает это из рук вон дурно / некачественно / отвратительно - «я художник, я так вижу, а обидеть художника, как известно, может каждый!» Очень удобная позиция, позволяющая огромному количеству лентяев страдать «искусством».

Мне, в общем и целом, не мешают подобные явления, но искренне обидно, когда эти явления занимают уж очень много места в информационном поле, создавая иллюзию, что мир вокруг окончательно слетел с катушек, а просветов не предвидится. И у людей вокруг, которые не хотят быть избирательными кинокритиками или разбираться в театре, а хотят просто иногда приятно проводить время, наслаждаясь качественным и глубоким спектаклем / подставить нужное /, а не размышляя, то ли ты недостаточно одухотворен, а твой кругозор слишком узок, то ли тебе реально подсунули что-то невкусное.)

Возвращаясь к мысли об отсутствии рамок, определений, правил, я осознала, что моё первое расстройство было напрасным. В данном случае оно даже необходимо, как условие свободы творчества. Свобода мысли, открытость новым форматам и формам, а уж комбинаторика не останется в стороне и расширит поле возможностей до едва вообразимых размеров.

Спектакль Филиппа Жанти «Край земли» - как раз такой пример смешения всего во имя элегантной красоты, утонченного вкуса и эстетического оргазма. Здесь и танец, и кукла, и иллюзия. Все это изящно переплетаются, дополняют друг друга.

«Край земли» - спектакль бессюжетный, основанный на множестве зарисовок, которые сменяют одна другую. Это путешествие на край земли барышни в красном платье и мужчины в кремовом (?) костюме, окутанное тайной. Даже листы бумаги - письма, которые нужно прятать, становятся частью большого действия. Работы Ф. Жанти часто сравнивают со сновидениями, оттого путешествие это становится путешествием по разуму, среди снов, оттого оно не может закончиться печально, хотя главная героиня в конце и остается одна.

Дорога - основной лейтмотив работы, он способствует постоянному движению на сцене. Пространство словно дышит вместе с актерами. Оно постоянно меняется, то разрывая мужчину и женщину и разрезая кадр, то пряча в своем нутре, то затягиваясь огромными облаками из целлофана.

Именно дорога, как образ жизненного пути, помогает увязать множество идей, метафор и аллюзий, показать, насколько тернист этот путь, показать столкновение человека с разными трудностями. Но это не топорное прочтение, всегда однозначное и четко заданное автором. Это всегда свобода ассоциации. Это помогает каждому «вытянуть» свое, понять, что ему действительно сейчас важно. Игра с сознанием и подсознанием, на грани действительного и сна. Все немного сюрреалистично, но и сюрреализм - прием Ф. Жанти, важный участник его спектакля.

Филипп Жанти долгое время работал с куклами, что нашло отражение и в «Крае земли». Красивая сцена с двумя влюбленными, полными страсти, заканчивается тем, что Он дарит Ей двух маленьких кукол. Мальчика и девочку. Она захвачена новой игрушкой, Ей больше не нужен Он, ей нужна та маленькая кукла, которая точь-в-точь Она сама. Но и Он теперь увлечен маленьким мальчиком. Внезапно детские куклы превращаются в огромных, ими управляют четверо, а то и пятеро актеров. Несмотря на нескладность, непропорциональность их танец выглядит очень органично, он наполнен разными трюками: так, например, в какой-то момент пупс-мальчик целует пупса-девочку и «отцеловывает» ее лицо - маску. Они разрушают друг друга. Пока наконец девочка не остается без ног, вместо которых у нее теперь ножницы. И этим ножницами несчастная, обиженная и раздосадованная девочка отрезает змею, влезшую из ширинки мальчика.

Мне во всем этом увиделась красивая метафора об истинном эгоизме. Хоть сколько-нибудь сильные чувства раскрывают нас, дают вырваться наружу внутреннему ребенку, который где-то обижен, где-то недолюблен. И теперь уже перед двумя людьми стоит и вовсе не простая задача: полюбить внутренних детей каждого. Но если ты сам ранен, ты продолжишь ранить.

Возможно, это от части синдром синих занавесок (поиск глубинного смысла там, где этого на самом деле нет), но я хочу верить, что это авторская задумка, зарисовка, поле для творческого полета фантазии каждого зрителя.

Весь спектакль соткан из вот таких перемежений, что качественно выделяет его. Это искусство в чистом виде и лучшем его формате.

Теперь кажется осмысленным следить за Чеховским фестивалем (где была показана работа Ф. Жанти в России).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.