Рената Вагнер. Лабиринт из буржуазных слабостей: Любимовский коллаж по произведениям Гоголя в Вене
Лишенный советского гражданства Юрий Любимов во второй раз прибыл в венский Бургтеатр ― публика вновь получит возможность познакомиться с авторским театром прославленного русского режиссера. В прошлом сезоне Любимов поставил «Преступление и наказание» Достоевского; сейчас он работает над сценическим коллажем «Мертвые души» ― с помощью прозы и биографии Николая Гоголя он стремится рассказать о писателе в своём собственном неповторимом постановочном стиле.
Будто шестеренки, крутящиеся в неизменном, не замедляющемся темпе, в спектакле сцепляются друг с другом отдельные сюжетные линии и мотивы из повестей «Шинель» и «Нос», из поэмы «Мертвые души» и из многочисленных автобиографических работ Гоголя, в которых он сам объясняет свои произведения, и даже некоторые события из его жизни. Любимов задумал показать двух совершенно разных писателей, и в этом смысле его Гоголь — своего рода двойная Лоттхен [1]; сам режиссер объясняет свою задумку существованием двух московских памятников: один из них настоящий, показывающий чудаковатого Гоголя, а второй — скорее официозная статуя, поставленная Сталиным на месте первого.
Впрочем, Любимов не использует все возможности, которые дают обе фигуры, чтобы структурировать действие, и это несомненно слабое место его постановки. Напротив, оба Гоголя то и дело становятся частью происходящих на сцене событий, в которых принимают участие четырнадцать одетых в униформу мужчин, которые превращаются время от времени в сварливых старых бабок.
Всё это даёт представление об ужасах гоголевского космоса, в котором не выбраться из смертоносного лабиринта, где царят чиновники, бюрократия, взяточничество, человеческая мелочность и мещанская злость. Один ищет свое жалкое счастье в шинели, другому приходится признать потерю собственного носа, третий безрассудно торгует мертвыми душами ― ощущение сумасшедшего дома возникает задолго до безумного финала, в мир абсурда зритель погружается с самого начала спектакля.
Этот мир мрачен, в тусклом свете бродят как призраки фигуры, очертания падшего общества неизменны ― воздействовать на зрителя режиссеру помогает музыка Альфреда Шнитке и хореографическая точность, которой, впрочем, актеры Бургтеатра добиваются лишь изредка. Но к концу спектакля с Гоголем безжалостно разделаются ― он был лишь предлогом для того, чтобы заставить кукол танцевать.
На пресс-конференции в Вене Юрий Любимов объявил о своих следующих проектах.
Запланированная на 9 мая в Карлсруэ постановка оперы «Мастер и Маргарита» (по Булгакову, музыка: Райнер Кунад) пока остается под вопросом, потому что права на постановку в ГДР на данный момент не получены.
В Цюрихе и Париже Любимов ставит «Енуфу» Леоша Яначека, в Стокгольме – «Маленькие трагедии» Пушкина (спектакль называется «Пир во время чумы»), а в Тель-Авиве — «Закат» Исаака Бабеля.
Примечания:
[1]«Двойная Лоттхен» — детская повесть Эриха Кестнера, ее герои — две девочки-близняшки, прежде не знавшие о существовании друг друга и случайно познакомившиеся. (Прим.перев.)
Перевод статьи Анны Кулаковой, студентки образовательной программы «Филология»
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.