• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. Васильев, Б. Морозов. Перспективы театра

Советская культура,12 июня 1979, С.4

О молодой режиссуре сегодня говорят много и в самых разных аспектах. Рассуждают о степени ее активности, характере поисков о границах ее прав и возможностей. Мы трудимся сегодня в атмосфере внимания и благожелательности, наши начинания всемерно поддерживаются, что придает нам немало уверенности. И одновременно накладывает на нас большую ответственность.

Все это мы ощутили на себе, вместе с нашим учителем Андреем Алексеевичем Поповым пришли в Московский театр имени К. С. Станиславского. Нам посчастливилось - еще со студенческих времен мы мечтали работать вместе. К тому времени у каждого из нас за плечами уже было несколько лет практики в крупнейших театрах Москвы. Тем не менее, мы незамедлительно отказались от того безбедного творческого существования, которое вели порознь. тать вместе. Обстоятельства складывались для нас как нельзя более благоприятно. Мы начинали свою деятельность в Театре имени К. С. Станиславского - в коллективе, чьи достижения были связаны с такими творческими замечательными и самобытными режиссерами, как М. Яншин, Б. Львов-Анохин. Театр обладает зрелой, опытной труппой, в которой есть немало прекрасных актеров старшего поколения и поколения более молодого.

Нам кажется не случайным, что в театр, носящий имя Станиславского, пришел один из крупнейших представителей мхатовской школы и привел сюда своих учеников. И под его руководством мы начали здесь свою работу, основываясь на принципах и методах психологического театра, театра переживания, где исследуются глубины человеческих характеров и воссоздается на сцене «жизнь человеческого духа».

Диалектика этой школы в том, что все важнейшие эстетические и идейные компоненты действия заключаются в личности актера, основного центра спектакля. Однако любой, даже самый самобытный актер является членом коллектива. Создание в театре ансамбля - вещь первостепенная. Каждый из актеров должен при этом сознавать, что подобный союз требует максимальной самоотдачи, преданности общему коллективному делу. Здесь не должно быть места эгоистическим проявлениям.

Казалось бы, все это - мысли известные. Но как бывает трудно порой реализовать эти принципы школы Станиславского в реальной театральной практике!

Если бы мы начинали работать с совсем молодыми исполнителями, быть может, желанного единства было бы достичь проще. Но мы работаем с опытными профессионалами. Это и интересно, и очень трудно. Зрелые актеры со сложившимися уже творческими манерами порой сопротивляются какому бы то ни было режиссерскому волеизъявлению, расценивая его как посягательство на свою творческую свободу, самоценность. Когда мы репетировали с исполнителями наших первых спектаклей, то все-таки преодолели эти трудности и нашли друг с другом общий язык. Но консолидация труппы - процесс гораздо более сложный и постепенный, он требует времени, к тому же этому театру в последние годы не везло. Постоянная смена руководства и режиссуры наложили свою печать на сознание и дисциплину актеров, и на стиль работы цехов. Пришлось столкнуться и с проблемой зрителя, которого театр сегодня, в сущности, растерял. Думается, что одной из причин потери контакта со зрителями явилось и то, что в последние годы в этом театре отсутствовала четкая репертуарная политика. Но у коллектива есть резервы и потенциальные возможности для того, чтобы преодолеть этот период творческого застоя.

Поэтому выбор пьес для наших первых постановок в этом театре не был продиктован только нашими личными творческими привязанностями. Нам кажется, что эти постановки могли бы наметить для театра как бы две репертуарные линии: классика и современная молодежная пьеса - линии, которые помогли бы этому коллективу обрести свое лицо.

Почему, к примеру, появился у нас первый вариант «Вассы Железновой» М. Горького? Прежде всего хотелось обратиться к крупнейшему русскому и советскому драматургу, составившему в театре целую эпоху, к драматургу острой, глубокой социальной проблематики, автору, без которого, на наш взгляд, современный театр немыслим. М. Горький - писатель столь богатый, что способен удивлять новизной своих старых произведений. Ведь первый вариант «Вассы Железновой» никогда не шел на советской сцене, а вместе с тем представляет собой пьесу с очень своеобразной стилистикой и мощным идейным зарядом.

Линию классики мы собираемся продолжить пьесой Л. Н. Толстого «Зараженное семейство» - тоже, пожалуй, новой для большинства зрителей, «Сирано де Бержераком» Э. Ростана, «Королем Лиром» В. Шекспира.

Но главное наше внимание занимает сегодня молодежная пьеса. В последнее время группа молодых драматургов, членов студии при Союзе писателей, руководимой А. Арбузовым, очень активно начала входить в творческую жизнь. Имена А. Антохина, О. Кучкиной, Л. Петрушевской, В. Славкина уже хорошо известны в театральном в мире. Конечно, произведения молодых драматургов, быть может, во многом еще несовершенны, но в них есть острое и живое чутье сегодняшнего дня, фиксирующее время непосредственно, в процессе собственных, еще не сложившихся окончательно творческих жизней.

Недавно мы показали премьеру-пьесу В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека», затрагивающую проблемы отцов и детей, говорящую о духовной преемственности поколений. Готовим пьесу о любви молодого ленинградского драматурга А. Кутерницкого «Вариации "Феи драже"». Мы собираемся обратиться и к произведению красноярского прозаика и драматурга Р. Солнцева «Поверю и пойду», утверждающего веру в нравственные и деловые качества советского человека. Театру необходимы сегодня серьезные и глубокие произведения на историко-революционную тему. Мы бы хотели поставить «Разлом» Б. Лавренева, инсценировать роман современного прозаика Ю. Давыдова "Глухая пора листопада" - о народовольце Желябове. Молодой драматург А. Ремез по заказу нашего театра приступает к созданию пьесы об Александре Ульянове.

Сегодня театр молодежной пьесы, на наш взгляд, просто необходим. Конечно, нам могут возразить: дескать, есть молодые драматурги, но нет молодежной пьесы. Не станем спорить. Можем сказать только одно—она сейчас создается и мы хотим, чтобы Театр имени К. С. Станиславского принял в ее создании активное участие.

В спектаклях нашего театра принимают участие студенты актерского курса ГИТИСа, руководимого А. Поповым. С нами вместе в театр пришел художник близкой нам творческой манеры Игорь Попов. От каждого из членов нашего коллектива, от актеров старшего поколения, от молодежи, которая формируется в театре, будет зависеть успех дела. Сложностей в нашей работе много. И наивно думать, что их не будет в дальнейшем. Но нам кажется, что направление поисков выбрано верно. У театра появилась реальная художественная перспектива, а это главное.

Статья подготовлена к публикации Алиной Варакиной, студенткой образовательной программы «История искусств», Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (Проект «Архив театра», Руководитель Елена Леенсон)


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.