• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Н. Велехова о спектакле «А зори здесь тихие...»

Велехова Н. А. Серебряные трубы: Советская драма вчера и сегодня (1920-е-1980-е). М.: Советский писатель, 1983. С. 239-241

В инсценировке повести «А зори здесь тихие...», так блистательно поставленной Ю. Любимовым, как под увеличительным стеклом рассмотрена скрытая в глубине души жизнь надежд и мечтаний нескольких девушек, ставших наравне с мужчинами под ружьё и защищавших те рубежи, на которых они оказались. В психологии рассмотрены одновременно и личные и общие идеи, они живут в юных героинях как единое целое: писатели разделяют лишь наше рассмотрение того и другого. 
Маленький отряд из шести человек (отряд возглавляет старшина Васков [1]) отправлен наперерез немецкому десанту и должен не допустить его к Беломорско-Балтийскому каналу. Соотношение сил настолько неравно, что гибель пятерых девушек неизбежна [2]. Задание выполнено, и немцы к каналу не допущены. В этом достоверном, реальном сюжете, которому сама жизнь предпослала прототипы и протоисторию [3], Васильев проследил простую, свойственную каждой девушке надежду на будущее. На основе этого Любимов сделал центром действия индивидуальное содержание каждой надежды, предположение о счастье каждой из пяти девушек. В последний миг жизни каждой девушки мечта вспыхивает, материализуется, независимо от их воли, превращаясь в сцену, где прошедшее выступает как свершившееся будущее. Из сцен-сюжетов предсмертного видения мы узнаем, что хотели и ждали от жизни эти девушки, щедрые и, хотя ничего не имевшие, кроме богатых сердец, но отдающие всё. Одна из них жила воображаемым образом матери, которой у неё не было. Другая мечтала о любви, которая ещё не вошла в её скромную, застенчивую, одинокую жизнь. Третья жила воспоминаниями и надеждой на возврат жизни в семье, которая уничтожена. Четвёртая ждала от жизни просто счастья, потому что была красива и весела. Пятая, которой общее дело не давало возможности побыть с маленьким сыном, хотела бы увидеть его выросшим и взрослым. В каждом этом – великом и малом одновременно – человеческом прорыве к мечте в миг окончательного её разрушения мы видим соотношение того, что дает жизни человек и что он получает за свой бессчетный дар. Это заявлен конфликт высокого порядка, на котором и строит свою инсценировку Любимов.  Вопрос о праве человека использовать свое земное счастье. Но на вопрос этот отвечает сам человек. Здесь каждая из этих девушек, ещё не видевших жизнь, но, как каждое существо, желающих счастья, решает, как ей поступить. Я бы не говорила о выборе: никто из них не выбирает, каждая делает только тот шаг, который её не разрушит, не низведет вниз: идёт на смерть. 
Личное они подавляют добровольно, глушат свою непропетую песню осознанно, не робея перед другой, грозной песней небытия. 
По какому признаку здесь можно объединить всех пятерых девушек? По признаку воспитанного в них – именно воспитанного временем и обществом – чувства причастности к образующим и обороняющим жизнь поступкам. Кажется, будь этих девушек в пять раз больше, увеличилось бы только число вариантов этого поведения. Они ещё не осознали в полной мере, что такое отдать жизнь за общее дело, но хорошо знают понятие долга – это их социальное знание. И достоинство, с которым они познают его и, выполняя, умирают, есть тоже их социальное чувство. Здесь же поднимается ещё одна проблема из ряда духовных ценностей: проблема духовного расцвета личности, таланта. 
Все они, даже самая заурядная из них, проявляют талант поступка. Наиболее ярко он выражен в Васкове. Это не выдающийся, не исключительный – в общем, средний человек. Но его абсолютное бесстрашие при полной личной доброте останавливает на себе внимание. Свобода и органичность его действий, его решений в безысходной трагической ситуации возможны только при высшем вдохновении. Поразительны сцены, когда он ведёт пять девушек против 16 фашистских солдат. Это особенно отчётливо в спектакле [4]. В Васкове – В. Шаповалове – пробуждается его незаурядный дар от осознания, что защитить надо нечто большее, чем самого себя, чем свою жизнь. Оттого, что он интуитивно ощущает свою задачу в глобальном, космическом плане, он совершает невозможное (как Олег Кошевой, как Плужников) [5]. Силой озарения он постигает военную науку, при всей своей простоватости. Он обнаруживает и силу воли и духа, и такт в подходе к этим чужим для него девушкам. И видим мы это ещё потому, как принимает Васкова северный лес со всеми его тайнами, западнями и обманами, как его принимают девушки и как ему удается совершенно невероятная военная операция, которую он, Васков, выигрывает при безнадёжных для него условиях. 
Он действительно выигрывает бой, он не только одолевает противника, потому что выходит из обречённого, смертельного положения в каком-то нечеловеческом вдохновении. Потому и пробуждается в этой обычной личности необычность. Так открывается то, что можно назвать проявлением личности под натиском высокой исторической необходимости; единовременность существования в человеке личности обычной и личности исключительной.

Комментарии

[1] Актёр Виталий Шаповалов.

[2] Исполняли – Галя Четвертак (Татьяна Жукова, Людмила Комаровская), Соня Гурвич (Зоя Пыльнова, Наталия Сайко), Лиза Бричкина (Елена Корнилова, Марина Полицеймако), Рита Осянина (Зинаида Славина, Ирина Кузнецова) и Женя Комелькова (Нина Шацкая, Татьяна Иваненко)

[3] речь идет о сражении рядом с одной из станций Кировской железной дороги, в котором семеро бойцов предотвратили взрыв

[4] Над спектаклем работал Д.Боровский.

[5] герои Советского Союза, военные деятели. О. Кошевой – один из руководителей молодогвардейцев, в шестнадцатилетнем возрасте был попал в плен к немецким войскам и стал жертвой нечеловеческих пыток. Т. Плужников принимал участие в боях в ходе Люблинско-Брестской операции

Статья подготовлена Полиной Белоножко, студенткой ОП «Филология» НИУ ВШЭ  

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.