• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пол Куинн-Джадж. Авангардный режиссер-эмигрант возвращается на подмостки Москвы

Юрий Любимов возвращается в Театр на Таганке после пятилетней ссылки 

The Christian Science Monitor, 19 Мая 1988

Москва. "Подождите минуту, я иду" — говорит Юрий Любимов, вставая из-за режиссерского стола и неспешно направляясь к сцене.
Актеры Театра на Таганке замирают. Любимов хочет обсудить что-то с Николаем Губенко, руководителем театра и главной звездой постановки, над которой идет работа.
Любимов садится на трон, который ранее занимал Губенко. Губенко драматично падает перед ним на колени. Неясно, что это за жест — выражение восхищения или раздражения.
После пятилетнего отсутствия Любимов вернулся в Театр на Таганке, чтобы поставить пьесу, которая в свое время стала причиной его разрыва с Советским Союзом, — трагедия "Борис Годунов" Александра Пушкина.
Его визит в Москву носит кратковременный и неофициальный характер. По словам одного из давних сотрудников театра, власти "закрывают глаза" на эти репетиции.
Написанный в 1825 году, "Борис Годунов" посвящен событиям начала 17 века. В интерпретации Любимова пьеса раскрывается как история о советском диктаторе Иосифе Сталине.
Когда актер зачитывает список казненных бояр, Любимов выкрикивает имена писателей, убитых Сталиным: "[Исаак] Бабель, [Осип] Мандельштам".
"Ты циничен и спокоен", — говорит он актеру, исполняющему роль Лжедмитрия, главного злодея в спектакле. "Ты планируешь Большой Террор".
В 1964 году Любимов основал Театр на Таганке, который вскоре прославился авангардными постановками и острыми конфликтами с советским руководством.
"Мы всегда ясно и честно выражали свою позицию", — говорит он актерам во время репетиций. — "И за это обычно попадали в неприятности".
В 1983 году, во время поездки на Запад, он решил не возвращаться, и в марте 1984 года его лишили гражданства.
В 1987 году он подписал открытое письмо эмигрантов, которое выражало скептицизм в отношении реформ советского лидера Михаила Горбачева.
Вскоре после этого московское еженедельное издание "Литературная газета" с удовлетворением отметила, что его последняя постановка в Западной Германии потерпела полный провал.
Ходили слухи, что он никогда не вернется: даже если руководство сменит гнев на милость, — он сам не захочет.
Шесть недель тому назад он встретился с актерами Театра на Таганке во время гастролей труппы в Испании, и было объявлено, что он приедет в Москву с коротким визитом.
Любимов — требовательный и дотошный режиссер. "Борис Годунов" написан белым стихом. Любимов сидит в темном зрительном зале и считает слоги, загибая пальцы. Если актер на сцене теряет ритм, он включает настольную лампу[1]. Это сигнал к остановке спектакля. Он вновь и вновь поправляет одного из актеров. Тщательно оттачивает жест Губенко.
"Поверни руку чуть-чуть", — говорит он Губенко, заставляя его повторять жест до тех пор, пока результат его не удовлетворит.
Один из зрителей, долгое время работавший с театром, замечает, что труппа процветает благодаря такому стилю режиссуры. "Они очень, очень талантливы, но за пределами сцены они как в детском саду".
Тем не менее, актеры относятся к Любимову с легкой долей нетерпения, как к престарелому дедушке (ему 70 лет). 
Это особенно заметно в его отношениях с Губенко, который был его учеником, но теперь стал признанным кинорежиссером.
Когда Любимов не расслышал реплику на сцене, Губенко повторил ее подчеркнуто медленно и четко.
Позже, когда Любимов заговаривается, держа руку на переключателе настольной лампы, Губенко, сидящий рядом с ним, кладет ладонь поверх его руки и выключает свет.
Любимов, кажется, комфортно чувствует себя в роли снисходительного патриарха и, похоже, не замечает подобных выходок. Он тоже остается актером: отпустив язвительное или остроумное замечание, он делает паузу и оглядывает темный зал театра, чтобы увидеть, как поклонники восприняли его слова.
Однако иногда Любимов показывает свой характер. Зинаида Славина сидит прямо за ним. Славина — "народная артистка РСФСР", один из высших титулов, присваиваемых советской актрисе.
Сейчас она взволнована, ожидая поручений от Любимова. Она тихо бормочет, комментируя спектакль или иногда заканчивая реплики актеров. Наконец Любимов оборачивается к ней.
"Еще одна фраза — и я выгоню вас из зала. Вы что, не понимаете, что мешаете мне сосредоточиться?"
Славина откидывается назад, потрясенная.
В течение пяти лет отсутствия Любимова театр сохранял ему преданность. Многие из труппы так и не простили его преемника, Анатолия Эфроса, за то, что тот согласился занять должность художественного руководителя театра. Эфрос скончался в прошлом году, и его место занял Губенко, который сразу дал понять, что хочет восстановить ряд постановок Любимова в репертуаре.
Однако даже некоторые поклонники признают, что театр в определенной мере живет прошлым. Его преследует призрак бывшей звезды — Владимира Высоцкого, поэта и певца, который умер в 1980 году и чье имя замалчивали до этого года. Кроме того, он по-прежнему находится под влиянием Юрия Любимова.
После четырех часов репетиции Губенко проявляет нетерпение. "Разве еще не два часа?" — спрашивает он с явным недовольством, когда Любимов останавливается, чтобы сделать очередное замечание.
"Без пяти", — невозмутимо отвечает Любимов и продолжает свою мысль.

Примечания 

[1] Режиссерский столик Юрия Любимова располагался в зрительном зале Театра на Таганке. Помимо сценария, заметок и других рабочих материалов на столе была лампа, с помощью которой Любимов подавал сигналы актёрам.

 

Перевод с английского языка – Ариадна Немчинова, ОП «Медиакоммуникации». Руководитель – Серафима Маньковская.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.