• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дэвид К. Уиллис. Директор Театра на Таганке не сидит без дела на Западе, но и СССР не планирует покидать окончательно

«Крисчен Сайенс Монитор» («Christian Science Monitor»), 16 января 1984 г.

https://www.csmonitor.com/1984/0116/011624.HTML


ЛОНДОН. Самый известный российский театральный и оперный режиссер со времен Второй мировой войны Юрий Любимов продлевает свое захватывающее путешествие по Западу, разыгрывая жизненную драму более волнующую, чем любая из поставленных им на сцене.

Хотя еще в прошлом году Кремль потребовал от Любимова не задерживаться в Европе и вернуться на родину, режиссер это требование проигнорировал. Вместо этого он с головой погрузился в работу над новыми оперными постановками в Италии и Западной Германии и рассматривает предложения о работе в Соединенных Штатах.

Все же пока режиссер не решается сделать последний шаг и остаться на Западе.

Друзья Любимова в Лондоне, с которыми удалось связаться, считают, что ему придется остаться. А если и вернется, то КГБ больше не выпустит его за границу. Если же он решит не возвращаться, то станет самым знаменитым деятелем культуры, покинувшим Советский Союз со времен Рудольфа Нуреева, уехавшего в 1961-м.

Сегодня Любимов, высокий, хмурый мужчина с длинными седеющими волосами, все еще колеблется. Пытается найти баланс между свободой творчества и верностью своим московским друзьям и своим корням.

Он приехал на Запад в августе прошлого года, чтобы поставить «Преступление и наказание» Достоевского в театре «Лирика» в лондонском Хаммерсмите, и с тех пор ни разу не был на родине.

В сентябре он дал интервью лондонской газете «Таймс», где резко осудил советских цензоров, не пропустивших на сцену три его последние постановки. После чего два представителя советского посольства пришли к нему в театр. По утверждению режиссера, ему угрожали физической расправой, если он не откажется от своих слов и немедленно не вернется в Москву.

Но Любимов не вернулся, а обратился за помощью к британским властям и получил телефонный номер для звонков в чрезвычайной ситуации. Кроме того, он попросил продлить свою визу на один месяц. Визу продлили.

Затем он отправился в итальянскую Болонью, чтобы поставить там оперу Вагнера «Тристан и Изольда». А совсем недавно прошел курс лечения в Милане.

Все же Любимов хотел бы однажды вернуться в Советский Союз, всвой Театр на Таганке, который он возглавил в 1964 году.

Однако молодая жена режиссера Каталин из Венгрии убеждает его остаться на Западе ради семьи (у пары еще есть маленький сын Петя).

Впрочем, если Любимов все же вернется, КГБ может не дать ему работать. В разговоре с друзьями режиссер признался, что был бы рад переехать в Соединенные Штаты, где бы он жил рядом со своим старинным другом Александром Солженицыным.

Пока же Любимов старается создать себе громкое имя на Западе, благодаря которому он смог бы не только вернуться и снова ставить на советской сцене спектакли, но и выезжать за границу в любое время. Но друзья режиссера, равно как и другие советские эмигрантыв Лондоне, сомневаются, что такая рискованная стратегия может увенчаться успехом.

Любимов много лет сражался с советской цензурой, при этом он постоянно играл с огнем. Некоторые видят в нем героя. Другие считают, что он играл на руку органам безопасности, так как помогал московской интеллигенции «выпускать пар».

Режиссер все еще опасается за свою физическую безопасность. По его просьбе, в Милане его охраняли сотрудники полиции по борьбе с терроризмом в штатском.

После заявлений Любимова в конце лета он оказался в центре внимания лондонской общественности. С тех пор он хранит молчание. В Болонье он дал откровенное интервью, но источники утверждают, что друзья Любимова уговорили газету не публиковать его, опасаясь дальнейших репрессий в отношении режиссера.

Между тем в Москве тоже молчат, вынуждая Любимова самому принимать решение. Пока же режиссер только активнее стал работать на Западе и продлил свое пребывание за границей.

Он только что согласился ставить «Риголетто» во Флоренции в мае, а, значит, в апреле должен начать репетиции. На момент написания этой статьи он находится в Штутгарте, где работает над постановкой «Фиделио» для Государственной оперы Штутгарта.

Любимов планирует еще раз ненадолго приехать в Лондон в январе (в связи с «Преступлением и наказанием»), кроме того он ведет переговоры с оперным театром «Ла Скала» в Милане по поводу постановки нескольких опер в конце этого года (а, возможно, и в 1985-м). Среди них «Страсти по Матфею» Баха.

Один из друзей Любимова Марио Паси (MarioPasi) из отдела культуры миланской «Коррьере делла сера» [2] рассказал корреспонденту «Крисчен Сайенс Монитор» Джанет Стобарт (Janet  Stobart ), что в Италии «у дверей режиссера выстраиваются очереди».

По словам близкого Любимову источника в Лондоне, режиссер хотел бы вернуться в Москву, но беспокоится, разрешат ли ему еще когда-нибудь выехать за пределы страны.

Собеседник Джанет Стобарт полагает, что у Любимова нет реального выбора. Ему придется остаться за границей, и, вероятно, перебраться в США. Он получил достаточно деловых предложений, чтобы не сидеть без дела на Западе аж до 1986 года».

Его динамичная постановка «Преступления и наказания» в театре «Лирика» в прошлом году произвела впечатление едва ли не на всех лондонских критиков. Режиссер использовал свои излюбленные приемы: кинематографичность, принцип монтажа, резкие смены в освещении, проходы актеров между зрителей.

О «Тристане» [3] в Италии были разные отзывы: спектакль и хвалили, и ругали за сочетание приемов XIXи XX века. На протяжении последних лет известность Любимова в Европе растет, особенно в сфере оперного искусства.

Поговаривают, что самое большое беспокойство у режиссера вызывает здоровье руководителя СССР Юрия Андропова. Андропов считается другом и покровителем Любимова. Если он уйдет из жизни, или ему найдут замену на посту руководителя страны, Любимову, возможно, уже не удастся поработать в Москве.

Кремлю, несомненно,не понравится, если человек такого масштаба останется за границей. По имеющимся сведениям, в СССР верят, что режиссер еще вернется на родину. Кульминация жизненной драмы Любимова еще впереди.

Примечания

[1] Дэвид К. Уиллис (David K. Willis ) - штатный сотрудник и в течение 4-х лет в конце 1970-х московский корреспондент международной газеты «Крисчен Сайенс Монитор» (“Christian Science Monitor ”); основана в 1908 году .

[2] “ Corriere della Sera ” – ежедневная газета, большим тиражом выходящая в Милане; печатается с 1876 года.

[3] Оперу Р. Вагнера « Тристан и Изольда » ( “ Tristan und Isolde ” ) Юрий Любимов поставил в Италии, в Театре Коммунале ( Болонья ). Премьера - 1 декабря 1983 года.

АРХИВ 1984 0116

Перевод с английского Дарьи Гиревой, студентки образовательной программы НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация (Проект «Зарубежные театроведы о русском театре». Руководитель – Елена Леенсон)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.