Дэвид К. Уиллис. С каждым новым актом напряжение все больше растет
The Christian Science Monitor. 16 сентября 1983 года
Видные советские деятели, выезжающие за рубеж, редко пытаются играть в кошки-мышки с КГБ. Это чрезвычайно опасная игра. Но театральный режиссер Юрий Любимов - в центре хитросплетений той интриги, которую он срежиссировал и поставил так, будто она - одна из его сценических постановок.
Последним сюжетным поворотом стало заявление Любимова о его намерении вернуться в Москву после лечения в Милане. Сейчас он находится в Болонье, в Италии, где ставит оперу Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" в Муниципальном оперном театре.
Для советских эмигрантов, знавших его еще в Москве в качестве художественного руководителя Театра на Таганке, все, что сделал Любимов за несколько недель после прибытия в Великобританию, - смелая, но рискованная игра, направленная на завоевание большей художественной свободы в Москве.
В порядке рекламы
О событиях последних месяцев можно было бы рассказать в ярком фильме или пьесе. Любимов часто конфликтовал с цензорами из Министерства культуры, но в эпоху Брежнева влиятельные фигуры из Центрального комитета Коммунистической партии защищали его.
Первый акт нынешней драмы начался, когда преемник Брежнева, Юрий Андропов, то ли начал, то ли одобрил новые репрессии против художественного самовыражения. Три последние спектакля Любимова на Таганке были запрещены.
Действие продолжилось во втором акте, когда Любимов рассказал итальянским друзьям, что, находясь в Москве, он написал Андропову прошение об отставке. Не получив ответа на свое письмо, он написал снова, когда приехал в Москву для постановки романа Достоевского "Преступление и наказание".
Акт третий: так и не получив ответа от Кремля, он начал широкую атаку на советскую цензуру и культурную бюрократию, дав интервью лондонской газете "Таймс" 5 сентября.
Акт четвертый: когда сотрудник советского посольства потребовал опровержения и пригрозил "наказанием", Любимов обратился в МИД Великобритании с просьбой о физической защите от агентов КГБ в Лондоне.
Акт пятый: Любимов говорит, что хочет вернуться в Москву. Тут есть два риска: на родине КГБ может выставить маневры Любимова в самом невыгодном свете, пытаясь дискредитировать его, чтобы вынудить покинуть Театр на Таганке. Или Кремль может лишить его гражданства. В любом случае партия сочтет себя победившей.
ЛОНДОН
Перевод с английского Дитюк Екатерины, студентки Факультета права НИУ ВШЭ (проект «Зарубежные критики о русских режиссерах», рук. Елена Леенсон)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.