• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Х. Т. Вольфарт. Золото Рейна

Лондон, 29 сентября 1988                                                   

Со стороны музыкального руководителя театра Ковент-Гарден Бернарда Хайтинка [1] было наивно начинать работу над новым циклом "Кольца" с русским режиссером Юрием Любимовым и художником Полом Херноном, имея за плечами после всего лишь одну успешную совместную постановку ("Енуфа") [2]. Любимов не говорит ни по-немецки, ни по-английски, поэтому нуждается в устном переводчике. Это объясняет, почему в интервью он назвал 4 недели репетиций “10-летним тюремном сроком”. В том же интервью Любимов признался, что Вагнер не особенно близок русской душе, что, по-видимому, относится и к нему самому. Сама атмосфера репетиций, судя по рассказам, была сложной. Бернард Хайтинк наверняка сильно перенервничал перед премьерой: на единственной генеральной репетиции оркестр допускал ошибки, а певцы не вступали вовремя. Это объясняет, почему его управление оркестром не отличалось свойственной ему цельностью, зачастую он терял темп и не передавал музыкантам, которые и так были предельно сосредоточены на своем руководителе, необходимой мощи. Как и у всех, кто видит в Вагнере прежде всего композитора, волосы, у него должно быть, встали дыбом, когда к едва слышному рейнскому мотиву присоединились шипящие фонтаны пара. В музыкальном плане мне сложно дать сколько-нибудь объективную оценку, поскольку мое место не позволило мне оценить новые акустические условия, и я остался отрезан от полноценной звуковой картины. В таких условиях оправдали ожидания только Джудит Говард (Воглинда), Хельга Дернеш (Фрика), Нэнси Густавсон (Фрейя), Ядвига Раппе (Эрда), и опытный певец Эккехард Влашиха (Альберих), пусть и с оговорками. Дуэты Родерика Кеннеди и Уилларда Уайта, Кима Бегли (Фро) и Филиппа Джолла (Доннер), а также получившего свою известность благодаря роли Вотана Джеймса Морриса и Кеннета Ригеля (Логе), с моей точки зрения, не были выдающимися. Таким образом, мой взгляд был больше сфокусирован на происходящем на сцене. Большую часть пространства занимал миниатюрный диск, похожий на виниловую пластинку, который поднимался под разными углами при помощи гидравлики, позади него был проекционный экран – примерно по тому же рецепту была оформлена и “Енуфа”. Дополнительный подиум соединял “виниловую пластинку” с задней частью сцены. Действие разворачивалось в основном на этом пяточке, лишая актеров всякой возможности для маневра, превращая их в марионеток. Также, как и в “Енуфе”, групп статистов либо маячила за экраном в виде теней, усиливая символику происходящего, либо скакала по сцене со cлитками золота в руках, изображая карликов. Особое значение имело отверстие в центре диска, которое обычно используется для крепления виниловой пластинки на проигрывателе. Из него появлялся Альберих, спящая стоя пара Фрика и Вотан, Логе и Эрда, а также игрушечная жаба. Кроме того, через это отверстие можно было попасть в Нибельгейм и обратно. Для полноты картины следует упомянуть персонификацию правосудия (Юстиция), которой нет в оригинале у Вагнера. С чаши весов Юстиции Вотан берет копье, а перекладиной для весов служит меч, который позже достает Логе. Я так и не смог разобраться в концепции, основанной, как всегда, на авторской режиссуре, или, по мнению Любимова, “опере-буффа” (!?). Несмотря на всю доброжелательность, которую проявили к этому начинанию местные критики, для Королевского оперного театра и Бернарда Хайтинка есть хороший совет – начать цикл “Кольца” с нуля, с опытной командой. Чтобы выступать с “Кольцом” по всей Великобритании в период с 1993 по 1996 год, когда Ковент-Гарден будет закрыт на реконструкцию, постановка должна быть недорогой и понятной для зрителя – эти цели важнее, чем загадки, надуманные символы и клише, которые мы видим на сцене.

Примечания

[1] Бернард Хайтинк – нидерландский дирижер, с 1987 по 2002 гг. музыкальный руководитель театра Ковент-Гарден.

[2] Енуфа –  трехактная опера чешского композитора Леоша Яначека. По словам Ю.Любимова, благодаря успеху постановки оперы в 1986 году Б.Хайтинк смог укрепиться на посту музыкального руководителя Ковент-Гарден.

Перевод с немецкого языка Зайцева Вадима, ОП “История”. Руководитель – Серафима Маньковская.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.