• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Е. Яковлев. Серегины строят коммунизм

«Ленинское знамя», 13 января 1960

Под вечер из Иркутска на строительство ГЭС приехал человек. Среди других прохожих идет он по тропинке туда, где кончаются домики поселка. Его внимание привлекают расположившиеся на косогоре пятеро рабочих и пристроившаяся чуть поодаль от них девушка. Молча сидят они, словно думают каждый о своем. Чем заняты их мысли, заинтересовывается прохожий, что связывает этих людей, каковы их судьбы и переживания? Вот об этом-то и рассказывает новая, только что поставленная Театром имени Евг. Вахтангова и сразу же полюбившаяся зрителям пьеса Алексея Арбузова «Иркутская история».

…Из беспредельной синевы, в рабочих костюмах, по грубо сколоченному настилу спускаются на сцену герои спектакля. И в зрительном зале сразу же рождается ощущение, что они пришли сюда из настоящей жизни, мира героических свершений, сильных чувств, самоотверженной любви. Пришли, чтобы просто, без позы, рассказать свою невыдуманную историю.

История эта, действительно, производит впечатление невыдуманной. Такие же или чем-то похожие на нее не раз слышал каждый из нас. На строительстве гидроэлектростанции работал дружный экипаж шагающего экскаватора. А рядом, в продмаге рабочего посёлка, с утра до вечера веселая озорная девочка Валька крутила ручку кассы, беспечно балагуря с покупателями. Вечерами она спешила на последний сеанс в кино: то с Виктором Бойцовым, первым помощников машиниста с шагающего, то с кем-нибудь другим. Но настал день, и довелось Валентине встретиться с другом Виктора — машинистом экскаватора Сергеем Серегиным. Крепко полюбил Сергей девушку. Вскоре молодые люди поженились, и Валентина порадовала своего супруга близнецами. Жарким воскресным утром Сергей ушел купаться на Ангару и не вернулся. Спасая тонувших детей, он погиб сам. Велико горе Валентины, но она не осталась одна. Рядом с ней друзья и товарищи покойного Сергея, душевные, заботливые люди, чувствующие себя ответственными за службу молодой женщины.

Вот, пожалуй, и все. Но почему же эти события так волнуют, вызывают столько раздумий? В новой работе А. Арбузова, как и в других пьесах, в центре внимания не внешне занимательные происшествия, а человеческие характеры во всей их глубине и многогранности. Казалось бы, самые обыденные факты автор освещает внутренним светом благородных чувств и поступков, окрашивает их пленительной романтикой. И коллективу вахтанговцев, первому из московских театров поставившему эту пьесу, удалось найти интересное сценическое воплощение основных замыслов автора.

Надолго останется в памяти зрителей образ героини спектакля, созданный актрисой Юлией Борисовой. Валя Ю. Борисовой — большая творческая удача актрисы, которая от роли к роли пленяет сердца зрителей все новыми сторонами своего многогранного сценического дарования.

Легкомысленной и вульгарной, словно с зажмуренными глазами бегущей по жизни девушкой, представляется нам Валентина вначале. Но у всякого, даже испорченного, изломанного жизнью человека, бывают минуты, когда в одном слове, в одном жесте проявляется все то хорошее, искреннее, что все же заложено в его душе. Часто окружающие не замечают таких минут. А вот Сергей Серегин заметил. Заметил, когда на его несмелое утверждение о том, что бывает же в жизни настоящая любовь, девушка, забыв о своей обычной наигранности, задумчиво с грустью ответила: это хорошо.

Тихим вечером происходил их разговор. И, может быть, молодые люди сказали бы друг другу больше, не появились неожиданно двое подвыпивших парней. Они стали отпускать в адрес Вали, надо полагать, довольно обычные, не раз слышанные ею сальности. Сергей защитил девушку. Он был первым, кто вступился за ее честь — честь женщины.

Серегин — такой, каким его рисуют драматург и артист М. Ульянов, — не мог поступить иначе. В дружбе, любви, работе Сергей, образ которого решен в подчеркнуто героическом плане, всюду поступает как человек большой души и ясной цели, как настоящий строитель коммунизма. Когда в самые лирические минуты, обнимая Валентину, он говорит о своей работе, мечтает о коммунизме, мы верим ему, мы понимаем, что это не «фраза», а слова, идущие от сердца.

Несколько мягче, с хорошим юмором, но не менее героически решают артист Н. Плотников образ бати — Степана Егоровича Сердюка, старого строителя, неутомимого начальника экипажа шагающего экскаватора. Внешняя грубоватость, которая порой служит щитом для людей чрезвычайно добрых, ни в коей мере не скрывает от нас богатства души Сердюка, его трогательную заботу о молодых людях, работающих вместе с ним.

Создание глубоко положительных в своей основе и в то же время таких правдивых, жизненных образов простых советских людей — принципиальная, радостная удача театра.

В самом начале этой лирической пьесы звучит вопрос: «А разве не может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо и ты станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?». И весь последующий ход спектакля дает положительный ответ на этот вопрос. Да, полюбив, человек распрямляется, как цветок на солнце! Да, перед ним открывается новая жизнь, и он идет по ней с высоко поднятой головой!

Как неузнаваемо меняется на наших глазах Валя, какой прекрасной сделали ее любовь и материнство! И сколько теплоты, обаяния находит Ю. Борисова для своей героини.

А Виктор Бойцов (эту роль ярко и страстно исполняет артист Ю. Любимов)! Разве мало изменила в его жизни любовь к Вале? Он не знает еще — счастье или беду принесло ему чувство неразделенной любви, но в одном уверен парень: нынче он совсем не похож на того самоуверенного, снисходительно легкомысленного в своем отношении к женщинам Витьку Бойцова, каким он был когда-то.

Не только любви посвящен спектакль. С не меньшей взволнованностью в нем говорится о дружбе. Крепкой, суровой, взыскательной… И когда не стало Сергея Серегина, собрался экипаж «шагающего», чтобы решить, как жить дальше Валентине. Раньше они работали впятером, теперь их осталось четверо. Было решено — не брать на экскаватор нового человека, а заработок пятого отдавать Вале.

Принято благородное решение. Казалось бы, конец иркутской истории, но драматург вновь обращается к героям пьесы. Он не может оставить Валентину, даже окруженную заботой друзей, одну в своей маленькой комнатке перед портретом Сергея.

И вот уже Виктор Бойцов требует прекратить выплачивать деньги Вале. Вначале это вызывает протест, кажется чуть ли не кощунством. И все-таки Виктор прав. Он любит Валю и хочет, чтобы она пришла работать на экскаватор, стала таким человеком, каким мечтал ее видеть Сергей — строителем коммунизма.

В этом эпизоде, пожалуй, особенно ярко проявилось умение А. Арбузова до конца разглядеть судьбу героя, его гражданское стремление ни в чем не погрешить против пускай порой жестокой, но прекрасной правды жизни.

Решив и на сей раз раскрыть самые сокровенные мысли, самые тонкие движения душ своих героев, Арбузов ввел в свою последнюю пьесу группу исполнителей, которую он называет хором. Порой хор дополняет то, что происходит на сцене, а чаще превращается как бы во внутренний голос героев, который помогает им глубже осмыслить происходящее, принять верное решение.

Интересные сценические приемы, богатый драматургический материал новой пьесы А. Арбузова помогли режиссеру Евг. Симонову создать интересный и оригинальный спектакль. Скупость декоративного оформления (удачно выполненного художником И. Сумбаташвили) лишний раз подчеркивает, что вахтанговцы в этой своей постановке сознательно отказались от чисто внешних эффектов, направив все на раскрытие внутреннего мира героев. Режиссуре удалось добиться великолепной сыгранности основных персонажей спектакля, а местами и их естественного взаимодействия с участниками хора.

В нашей жизни немало таких историй, как «иркутская». И в той, которую мы увидели на сцене вахтанговцев, нет исключительных людей. В ней талантливо рассказано о наших современниках. Вот почему, выходя из театра, начинаешь как-то внимательнее всматриваться в незнакомые лица, прислушиваться к обрывкам случайных разговоров. Словно ждешь, что сейчас должно начаться продолжение иркутской истории, словно вот-вот встретишь таких же строителей коммунизма, каким был Сергей Серегин, каким стала Валентина Серегина.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.