• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Накануне». Спектакль в театре им. Вахтангова

«Вечерняя Москва», 25 декабря 1948 г.
В. Залесский.

Повесть И. Тургенева «Накануне» относится к 60-м годам прошлого века, к тому времени, когда H. Добролюбов писал: «…каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня». Для этого «другого дня», т. е. для грядущей революции, он искал русских инсаровых, людей, сознательно и всецело проникнутых великой идеей освобождения родины.

В своей знаменитой статье «Когда же придет настоящий день» Н. Добролюбов, иронизируя, писал, что для России инсаровы не нужны, потому что в России некого и нечего освобождать (!), потому что она пользуется всеми благами (!), каких недостает Болгарии, стонущей под игом злых турок.

Эту беспощадную иронию прекрасно понял В. И. Ленин, когда характеризовал Добролюбова как писателя, страстно ненавидевшего произвол и страстно ждавшего «народного восстания против “внутренних турок” — против самодержавного правительства» (Соч., том IV, стр. 346).

Критикуя И. Тургенева за недостаточную психологическую глубину в изображении болгарина-революционера Инсарова, тоскуя по русскому Инсарову, Н. Добролюбов в образе Елены видел личность героическую, предвещавшую рождение русских инсаровых. Эта личность, по мнению H. Добролюбова, предвещала приход «настоящего дня». Елена для него — новый человеческий тип, который, по сравнению с Катериной из «Грозы», знаменует собой новый шаг в развитии русского общества. Елена не только протестует, но и действует. Она не только любит, но и желает бороться за освобождение родины своего мужа. Елена не хочет умереть в бездействии, раствориться в атмосфере пошлости, мелочности и апатии, на которую обречены все эти благородные берсеневы и великодушные шубины. Не ясно ли, что такой тип, рожденный в недрах русской жизни, предвещал и более деятельную, целостную, осмысленно-направленную жизнь берсеневых и шубиных и наступление того «настоящего дня», которого так страстно ждал великий русский революционер-демократ. Добролюбов дал гениальную концепцию повести И. Тургенева.

Но возникает вопрос: имеет ли эта повесть актуальное значение для современного, особенно молодого читателя? На этот вопрос следует ответить утвердительно. И вот почему: в своей повести Тургенев пытался создать образ положительного героя, активного политического деятеля; в Инсарове он видел человека, который не мог быть ни спокойным, ни счастливым, пока его родина порабощена и угнетена. Это — человек прямого действия, определенных качеств, он никогда не лжет, верен своему слову, скромен, слово его не расходится с делом. В его душе горят могучее чувство любви к родине, страстное желание освободить ее от тирании. Этому чувству он отдается со всей страстью своей сильной и цельной натуры.

И в образе Елены мы видим, как постепенно открывается в ее душе место великой идее — борьбе за правое дело Инсарова, ставшее и для нее близким и дорогим. Мы понимаем, почему эта благородная женщина, когда узнала, что есть иная жизнь, чем жизнь страховых и курнатовских, не могла ни остаться в России, ни возвратиться в нее после смерти мужа.

Героиня ли Елена? В Елене много еще такого, что связано с эпохой, ее породившей, эпохой ожидания, кануна. Но в ней есть те свежесть чувств, благородство мыслей, решительность поступков (хотя бы самый факт отъезда в Зару), которые не могут не вызывать сочувствия и одобрения.

Вот почему мы не только готовы читать эту повесть, но и хотим видеть ее на сцене. Правда, Тургенев не писал этой пьесы; инсценировку сделал А. Арбузов. «Убытки», которые претерпела повесть при обращении ее в новый жанр, существенны. Все действующие лица очутились на узкой театральной площадке, и им пришлось не столько раскрывать свои характеры, сколько активно участвовать в механике сценического действия. Но тем не менее многое существенное осталось и в инсценировке. Правда, тут же мы должны заметить, что излишне подчеркнуто болезненное состояние Инсарова и мало раскрыта история сближения и любви Елены и Инсарова. Пострадал и Увар Иванович, сделавшийся фигурой почти анекдотической. Однако в этом повинен не только автор инсценировки, но и исполнитель роли Н. Пажитнов, слишком увлекшийся буффонной разработкой образа.

Несколько потускнела в спектакле театра имени Вахтангова и первозданность тургеневской поэзии. И если все-таки эту поэзию мы видели или, вернее, чувствовали в спектакле, то лишь благодаря совсем молодой актрисе А. Гунченко в роли Елены. Ей-то и удалось с большой проникновенностью заглянуть в юную, девственную душу своей героини, почувствовать и передать ее вдохновенный трепет, ее внимательный и пугливый взгляд, ее постоянно нервическое, порывистое и беспокойное настроение, ее деятельные и непрестанно повышающиеся, крепнущие стремления. Роль Елены можно сравнить с большой и сложной партитурой. В инсценировке многие голоса умолкли, но, чтобы сохранить хотя бы часть целого, актрисе надо было хотя бы для себя спеть во весь голос. Только тогда могли зажить, как-то соединиться в одно целое те части оригинала, которые присутствуют в пьесе. А. Гунченко проходит такой сложный путь к образу. Это и наполняет роль Елены той психологической последовательностью, которая свойственна оригиналу. Вот почему, когда Елена-Гунченко приходит к сцене в часовне, когда впервые мы слышим признание в любви, — к этому мы уже подготовлены всем предыдущим развитием образа. Но самое сильное место в игре актрисы — это сцена смерти Инсарова и прихода Рендича. Здесь Елена-Гунченко раскрывается в подлинно героическом аспекте, полном грустной прелести, задушевности и нравственной силы.

У А. Гунченко еще заметно внешнее волнение, кое-где возникает интонационное однообразие. Но это уже частности. Главное — зерно образа Елены, ее мир, природа, ее чувства верно отражены молодой дебютанткой.

B Инсарове Тургенева, собственно говоря, нет ничего чрезвычайного. Все его черты и поступки логичны и строго подчинены одной цели — освободить свою родину. Но Инсаров показан тоже накануне. И в этом трудность образа, с одной стороны, потенциально-действенного — с другой, только готовящегося к действию. Как играть эту роль? С. Лукьянов, исполняющий ее, прекрасно оттеняет те реплики, в которых Инсаров подчеркивает, что его пребывание в Москве, где он учится в университете, где проходит его подготовка к участию в восстании, еще не является настоящей жизнью, что эта жизнь начнется только там, на родине, когда вспыхнут огни народного восстания.

C. Лукьянов твердо верит в своего героя, он знает, как тот поступит, когда пробьет час восстания. Отсюда такая наполненность внутреннего ритма жизни героя, его спокойствие при напряжении нравственных сил, его ясность и целеустремленность. Инсаров у Лукьянова прост и значителен, скромен и незауряден. Известную досаду вызывает лишь то обстоятельство, что по воле инсценировщика слишком много показано страданий и мучительных переживаний героя. Но в целом этот образ для нас необыкновенно привлекателен и симпатичен. И смерть этого патриота буквально накануне осуществления его заветной цели кажется нелепой игрой случая.

Хорошее впечатление оставляет H. Малишевский в роли Берсенева. Это действительно добрый и любящий человек, который умеет жертвовать своим счастьем, честен и благороден по натуре, по принципам, по убеждениям. И в то же самое время H. Малишевский дает почувствовать, что Берсенев не только не герой романа Елены, но и не вожак, который может кого-нибудь повести, увлечь, зажечь. Его благородство — пассивное, холодное, нейтральное. Играет H. Малишевский свободно, в хорошем, естественном тоне.

Несколько неровно проводит роль Шубина Ю. Любимов. По повести это юноша достаточно добродушный и остроумный, веселый и страстный, беспечный и талантливый. Как видим, много оттенков и красок можно найти для изображения характера этого героя. Ю. Любимова увлекает в образе Шубина только одна сторона — неудачная его любовь к Елене. Отсюда его горячность, желчность тона, грустная ирония, скепсис. В результате набросок портрета получился несколько однообразным. B. Кольцов в роли Стахова, отца Елены, создает яркий, выразительный образ старого барина, человека со слабой волей и склонностью к внешней позе и рисовке. Этот портрет написан легко и непринужденно.

Неровное впечатление оставляет декоративное оформление (B. Дмитриев). Картины подмосковной природы, интерьеры барского дома напоминают что-то знакомое, давно виденное. По-иному воспринимается финальная сцена — в Венеции. Горячие и яркие тона южного неба, знойный день, сменяющийся вечерней прохладой, прекрасно контрастируют настроению действующих лиц. Это органично и создает настроение.

B своей режиссерской работе руководитель постановки Р. Симонов и режиссер А. Габович шли от инсценировки к повести, стараясь по возможности сохранить поэтический дух тургеневского произведения. Основное, что удалось режиссуре, — это центральные образы повести, наиболее достоверно и благородно выраженные в спектакле. В этом отношении режиссура и актеры действовали дружно и согласованно, в духе самой повести. Но вот в деталях, там, где действует ремарка, заметно вторжение безвкусной театральщины. Таковы сцены с гостями на вечеринке у Стаховых, «бросание» в воду Инсаровым «рослого немца», инсценированное по всем правилам оперной вампуки. Невыразителен финал сцены у часовенки, кончающийся вяло прозаично.

«Накануне» — спектакль, не лишенный частных недостатков. Все же мы отнесем его в актив театра, к числу тех произведений, которые вызывают добрые, светлые, чистые чувства у зрителя, особенно у молодого зрителя, которому близки и дороги благородные образы русской классики.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.