• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛКОМА МОССОВЕТА Б. РОДИОНОВА О РАЗРЕШЕНИИ ПОСТАНОВКИ СПЕКТАКЛЯ «МАТЬ», НОЯБРЬ 1968 г.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ИСПОЛКОМА МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Москва, Неглинная ул., 8 Телефоны К 5-61-25, Б 3-39-59

« » ноября 1968 г. Исх. № 38 На Ваш № _________

 

ГЛАВНОМУ РЕЖИССЕРУ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ И КОМЕДИИ

Заслуженному артисту РСФСР тов. Любимову Ю. П.


Управление культуры исполкома Моссовета, рассмотрев предложение театра о включении в репертуар инсценировки романа «Мать» М. Горького, считает его весьма целесообразным.

Создание высокохудожественного спектакля, на основе этого материала может обогатить репертуар театра важным революционным героико - романтическим сценическим представлением.

Учитывая это, - просьба ознакомиться с нашими рекомендациями и пожеланиями, с целью использования их в своей дальнейшей доработке инсценировки театра.

Приложение: замечания по инсценировке «Мать»

Начальник

Управления культуры

Исполкома Моссовета    /Б. Родионов/



Замечания к инсценировке «Мать»

1. В центральном образе романа Павла Власова на арену исторической борьбы выступает герой, воплощающий характерные черты пробуждения и укрепления революционного сознания в народных массах, олицетворяющего в себе новое, социалистическое миропонимание.

В инсценировке Павел нарисован несколько эскизно; недостаточно психологически раскрыт. Он дан сразу сложившимся революционером. Мы не видим идейного пути, духовного роста от простого парня на рабочей слободки до участника, затем, вожака рабочего движения, большевика.

В романе, в его начальной части, почти нет для этого диалогического материала, но зато есть богатый авторский описательный текст, раскрывающий процесс формирования революционного мышления, самосознания Павла, показывающий его первые шаги профессионального подпольщика – революционера. Быть может следует дать этот текст ведущему и тем самым восполнить этот существенный пробел.

2. Сознание Павла формируется под влиянием профессиональных революционеров из среды интеллигенции, тесно связавших свою судьбу с пролетариатом и понимающим историческую роль и значение рабочего класса. Поэтому такое важное место в романе занимают фигуры революционеров – подпольщиков Николая Ивановича, Егора Ивановича, Софьи, Саши, Наташи.

В инсценировке они совершенно поблекли, крайне обеднены и лишены своей идейной и художественной функции, действенного начала.

В силу этого и ушла важная тема силы революционного брожения, которая вызывает в духовно чистых людях ненависть к собственной среде, сталкивая их с этой средой, примыкая к освободительному движению народа. /Саша, Наташа, Софья и др./. Здесь важно показать единство представителей пролетариата и лучших представителей интеллигенции. Сейчас этот мотив приглушен.

3. В романе Павел выступает не только как руководитель, но и как партийный воспитатель. Он помогает найти правильный путь молодому рабочему парню Весовщикову и Рыбину, в характере которого воплощены черты крестьянскогореволюционера, нашедшего опору в рабочем классе. В инсценировке колоритная, сложная фигура правдоискателя Михаила Рыбина /такая характерная для творчества Горького и важная для пьесы/ усечена, обескровлена, лишена своего философского, идейного содержания.

Между тем все диалоги Рыбина и Пелагеи Ниловны, Рыбина и Находки, Рыбина и Павла чрезвычайно важны не только для раскрытия образа Рыбина, - его политической эволюции и понимания роли рабочего класса в революционном движении, но и для формирования сознания Ниловны и других персонажей пьесы.

В Михаиле Рыбине, крестьянине, Горький показывает, что революционные идеи проникают в деревню, что крестьянство под руководством пролетарской партии поднимается на борьбу. Зреет в крестьянских массах дух протеста, идет процесс накопления революционной энергии.

В этой связи жаль, что из инсценировки ушла вся линия приезда в деревню с революционной литературой Пелагеи Ниловны и Софьи, вся тема молодой крестьянской семьи Степана и Тани и их взаимоотношений с Ниловной.

Сцены Степана и Тани важны потому, что в них выражены настроения бесчисленных деревень робко прижившихся к земле, людей, тайно ожидавших прихода правды, осмысливающих бесправность своего положения и необходимость восстать против самодержавия. Между тем из пьесы ушла тема деревни. Это неправильно. Ее нужно развить в инсценировке.

4. Совершенно исчезла тема рабочего интернационального братства. Нет надобности говорить сколь она необходима и важна, особенно в наши дни.

5. Образ матери – наиболее глубокий и яркий в романе.

Горький раскрывает сложный психологический процесс, происходящий в сознании матери. Он глубоко мотивирует его, показывая как, лично наблюдая деятельность революционеров – подпольщиков, она у них находит ответы на мучающие е6е вопросы, убеждается в правоте дела большевистской партии, за которые борется ее сын, и сама становится участницей революционной борьбы.

Следует сказать, что не все в достаточной и полной мере использовано для раскрытия характера матери в пьесе. Многие важные психологические мотивировки опущены. И поэтому не всегда видишь как идеи партии входят в сознание этой забитой женщины, как они «выпрямляют» ее, освобождают от психологии забитости и униженности.

6. В характеристиках Павла, Находки, Саши, Наташи, Егора Ивановича, опущены черты их личной, интимной жизни. Эти мотивы, душевные нюансы довольно скупо даны в романе, но зато очень емки и выразительны. Жаль, что они не даны в инсценировке и тем самым психологически несколько обескровлены образы молодых революционеров, которые во имя революционного долга отказываются от своего личного счастья, от женитьбы на своих любимых девушках, но расценивая это как «жертву».

7. Хотелось бы выявить и подчеркнуть в пьесе и спектакле /в размышлениях, репликах персонажей/ утверждение о жизненной необходимости революционной партии для успешной борьбы трудового народа.

 

ЧАСТНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Текст размышлений автора над жизнью рабочей слободы произвольнопередан в виде монолога матери /начало пьесы/. В этот монолог вкреплена фраза из разговора Пелагеи Ниловны с Находкой «Думала я о своей жизни, господи Иисусе Христе».

2. Также произвольно соединены два разных эпизода /один, происходящий на улице, другой – дома/; психологически несовместимы эти сцены. При этом диалог перенасыщен словом «сволочь».

3. Сцена столкновения Михаила Власова с сыном Павлом – искажена. Отец, нападает не на мать, а на сына /»больше я не дамся», говорит Павел. Эта реплика в пьесе исключена/.

4. Реплика Ниловны /Павлу/ «Худеешь ты все…» - неуместно разрывает логику разговора Павла и матери. В романе эта реплика произносится несколько поздно.

5. Неправомерно опущена важная реплика Ниловны: «Опасно ты переменился, о господи». Хорошо ею кончить финал первой картины.

6. Опущена реплика Ниловны: «Мне не то надо знать, как люди жили, а как надо жить!»

Эта реплика имеет глубокий, обобщающий смысл. Ее следует ввести в пьесу.

7. Опущен текст, характеризующий биографию Наташи.

8. В сцене ареста Находки и Весовщикова обеднены образы Пелагеи и Павла – их поведение; разговор важный и содержательный.

9. Механически соединены реплики – «Пришли, схватили, увели» и «погоди – возьмут и тебя»! Такое соединение двух реплик в один монолог меняет смысл, характер и интонацию этих фраз, а главное лишают мать черт душевности, сердечности, чуткости. Ибо между этими репликами идут такие фразы Ниловны: - «Обидели тебя?». Ответ Павла: Да! Это тяжело! Лучше бы с ними. И на эту фразу Ниловна с горечью отвечает, желая как бы утешить сына: «Погоди, - возьмут и тебя!»

10. Произвольно оборвана фраза у Ниловны: - «А может они пытают людей? Рвут тело, ломают косточки? Как подумаю я об этом, - Паша, милый, страшно!» Вся фраза «рвут тело, ломают косточки» опущена в пьесе и поэтому ответ Павла «Они душу ломают», - не вытекает логически из предыдущей реплики.

11. Из монолога Рыбина выпала характеристика Находки, его поведение на фабрике, революционная деятельность. Ушла тема фальши ре6лигии, обличение бога.

12. Опущено в сцене митинга на фабрике, в сцене «болотной копейки» мотив обмана со строительством бани. Собирали у рабочих денег на стройку бани, а баню дирекция завода не построили. Этот факт придал бы большую конкретность сцене митинга.

13. Очень обеднена биография Саши – нет в пьесе ее волевого, умного, бесстрашного характера.

14. В разговоре Ниловны с Находкой опущены такие важные фразы: «А теперь обо всех думаю, - всех жалко, для всех - хорошего хочется. А вам Андрюша, особенно». Вместо этих фраз произнесен в речи Ниловны такой книжный текст – «Ведь я пришла снизу, со дна жизни, оттуда где грязь и тьма, где человек еще полузверь, где вся жизнь – только труд ради хлеба». Искусственность этих реплик усугубляется еще тем, что она их говорит Находке, который превосходно знает откуда пришла в жизнь Ниловна.

15. Произвольно оборван разговор Ниловны с Находкой о прощении, потакании насильникам. У Горького, в романе, он завершается так: «А отчего? Это также хорошо видно, что даже смешно. Оттого только, что не ровно люди стоят. Так, давайте же, поровняем всех! Разделим поровну все, что сделано разумом, все что сработано руками! Не будем держать друг друга в рабстве страха и зависти, в плену жадности и глупости!»

Обеднен только разговор Находки с Павлом и Ниловной/ стр.21/ Из него выпали такие фразы:

«Когда каждый будет как звезда перед другими! И т.д.

«Тогда не жизнь будет, а служение человечеству!»

Эти фразы звучат сегодня особенно современно ти проницательно.

16. Оскоплена речь Находки в день 1 мая /стр.23/, когда он говорит о рабочем братстве. В пьесе эти глубокие мысли выражены лозунгово.

На демонстрации /первомайской/ не использованы ни речь Павла Власова, ни речь Находки. Вместо них в пьесе голые лозунги. /стр. 23/.

17. В сцене первомайской демонстрации, после ареста Павла, из текста матери опущены такие важные слова, как: «За все люди рабочие пошли… Пожалейте себя… поверьте сыновним сердцам, они правду родили, ради ее погибают».

Верно ли, что опускается финальная реплика Ниловны, то, чем завершается первая часть романа, а именно:

«Господа нашего Иисуса Христа не было бы, если бы люди не погибли во славу его ...» /Толпа молча смотрела на нее/.

18. Ушли из пьесы такие важные реплики у героев пьесы — интеллигентов, профессиональных революционеров, как: - «Мы победили потому, что мы — с рабочим народом! В нем скрыты все возможности, и с ним все достижимо». Другой персонаж — революционерка Софья говорит в романе: «Наступит день, когда рабочие всех стран поднимут головы и твердо скажут — довольно!»

19. Не использован в пьесе такой важный текст в роли матери:

-»За что судили моего и всех, кто с ним, - вы знаете? Я вам скажу, а вы поверьте сердце матери, седым волосам ее — вчера людей за то судили, что они несут вам всем правду! Вчера я узнала, что правда эта … никто не может спорить с нею, никто!»

Жаль, что не использован и такой существенно важный текст для характеристики развития сознания матери, роста ее революционного мышления как: «Ах как я рада, кабы вы знали слова сына, полозу, слово крови моей! Ведь это — как своя душа» или «Как хорошо это, когда знаешь, что уже есть в жизни свет для всех людей и — будет время — увидят они его, обнимутся с ним душой». Как пророчески сегодня звучат эти Горьковские мысли и как жаль, что их нет в пьесе.

20. В сцене истязания Рыбина, в деревне, хотелось бы более точных мотивировок. Она сейчас не подготовлена в пьесе потому, что нет сцен деревни, приезда Ниловны, Софьи, мы не знаем о подпольной революционной деятельности Рыбина и его друзей — крестьян. Вообще вся деревенская тема в пьесе опущена. Это неправильно.

21. Жаль, что также опущены в пьесе сцены Егора Ивановича и Людмилы. Они сильны, человечны, характеризуют бесстрашие, самоотверженное служение революции. Павлы — не одни. Они вместе с лучшей частью русской интеллигенции. Это очень слабо показано в пьесе.

22. В пьесе опущен разговор Николая Ивановича с Ниловной о том, что Павел откажется от побега из тюрьмы, ибо ему важен суд на котором он и его друзья смогут обличать самодержавие. Этот мотив необходимо отразить в пьесе.

23. Обеднен разговор матери и Саши, после осуждения Павла на вечное поселение. В нем опущены такие тонкие, глубокого смысла, человечные слова Ниловны в ответ на вопрос Саши поедет ли она к Павлу. «На что я ему? Только помещаю, в случае побега. Да и не согласился бы он … К тому же я при деле». В пьесе ответ матери — Саше звучит жестко, нарочито сухо, лишен теплоты, мудрой самоотверженности.

24. Хотелось бы сохранить в пьесе финальный разговор Саши и Мазина, в которм проявлен характер революционерки — прямой, резкий, открытый, непримиримый.

25. Совсем поблекла в пьесе фигура подпольщика — революционера Николая Ивановича, его многотрудная, подвижническая революционная деятельность. И ушли из пьесы такие проникновенные его слова, обращенные к матери, отправляющейся с прокламациями на вокзал, как:

«Вы счастливая. Это хорошо — мать и сын рядом, это редко».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.