• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анна Зайниева. Про всегда

Месть - жестокая, липкая, рваная, ликующая… Этот мотив держит в напряжении все действие, от начала до конца, в спектакле «Медея» Рижского русского театра им. М. Чехова в постановке Владислава Наставшева.

В основе спектакля лежит всемирно известная трагедия Еврипида «Медея». Речь идет о легендарном походе аргонавтов. Когда Ясон вступил в бой за золотое руно с огнедышащими быками и драконом, Медея, которая была влюблена в него, помогла укротить быков и дракона. А потом, чтобы дать Ясону убежать, убила своего брата и последовала за аргонавтом в Грецию. Там она родила ему двух сыновей, но десять лет спустя царь Коринфа Креонт предложил Ясону в жёны свою дочь и царство в придачу, и аргонавт пошел на этот сговор.

Как и в трагедии Еврипида, в спектакле мы сразу погружаемся в страсти, бушующие уже в самом Коринфе. Предыстория рассказывается в диалогах героев. В этой драме самое важное - не победный поход аргонавтов, а мужское предательство и последовавшая за ним женская месть.

Роль Медеи - центральная. Исполняет ее актриса Нового Рижского театра Гуна Зариня. Ее Медея невероятно пластичная. И телом, и голосом она стремится выкричать, выломать, вырвать из себя свою боль. С этим она удивительно успешно справляется в скромном своем наряде - современном черном коротком платье и плотных, того же цвета, колготках. И с помощью всего-то навсего двух стульев.На которых она все время извивается, складывается вдвое, сползает и снова поднимается. Гримасы ее на грани сумасшествия, а телодвижения выразительны.

- Пусть гибнет все! - эта ее фраза звучит так убедительно, что понимаешь: нет никого мстительнее Медеи, и любой план мести ей под силу.

Ясон, актёр Гоголь-центра Михаил Тройник, на ее фоне даже кажется ангелом. В скромном свитерке, вроде того, что был на Гоше, герое из фильма «Москва слезам не верит». К слову, в спектакле скромны не только костюмы на героях — скупа и сценография. Два стула (такие обычно ставят в поликлиниках или приемных), небольшой помост и три софита, которые в момент «разборки» бывших супругов с грохотом падают с потолка.

Совершенно очевидно, что режиссер не стал ничего стилизовать под античность, для тогочтобы осовременить сюжет мифической драмы до максимума. Он выкинул персонажей Еврипида - Кормилицу, Дядьку, Эгея, а также Хор коринфских женщин — сократив в итоге добрую половину текста. Зато особый акцент сделал на сыновьях Медеи и Ясона. Им он отдал роль полноправных участников трагедии.

Еврипид волей своего пера сделал Медею убийцею детей. Благодаря этой вольности драматург добавил больше драматизма известному мифу. В спектакле Наставшева мотив детских страданий доведен до высшей степени трагизма.

Два мальчика, ни в чем неповинных, скромно сидят на стульчиках и поют песню о вымышленном прекрасном мире, где цветут сады и ходят диковинные животные. Они поют о Колхиде, где когда-то их мать помогла Ясону победить дракона в битве за золотое руно.

Впоследствии их песня звучит в спектакле несколько раз. И так становится невыносимо грустно от понимания того, что именно дети совершенно несправедливо становятся орудиями в руках супругов, ослепленных ненавистью и желающих только мстить, мстить и мстить…

Медея пальцем растирает кровь на руке Ясона (он не убивал, но кровь детей и на нём), красит ею губы и хладнокровно насвистывает мотивчик, который прежде напевали ее дети.

И только отомстив, отправив на тот свет невесту Ясона и погубив своих детей, Медея-Зариня успокаивается. Она садится лицом к залу. От ярости и гнева нет и следа. Все потому, что Медея наконец достигла главного - воссоединения с супругом. В последней сцене Ясон и Медея сидят рядом, равные, потому что потеряли все самое дорогое, что имели.

Владислав Наставшев, режиссер:

- Это не про сейчас, это про всегда. К сожалению, все больше тем отодвигается человеком на периферию сознания. Тех, что делают человека человеком. Например, говорить со сцены про любовь уже даже как-то неудобно. Но есть много вещей, которые во все времена остаются актуальными. К примеру, если человек поступает неправильно, ему придется платить. И уже при жизни.

Преподаватель - Елена Леенсон

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.