• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И. Злотникова. Театр Тургенева

И. Злотникова. Театр Тургенева

«Огонек» № 3 январь 1949 г.

Недавно Московский театр драмы и комедии показал инсценировку романа Тургенева «Дворянское гнездо». Премьера совпала с двумя знаменательными датами: 65-й годовщиной смерти Тургенева и 130-летием со дня его рождения.

Иван Сергеевич Тургенев, великий повествователь-романист, был и выдающимся драматургом-новатором. Он начал свой литературный путь с драматургии, написав в шестнадцатилетнем возрасте драматическую поэму «Стено» [1], впоследствии пренебрежительно расценивавшуюся автором за «детскую неумелость в рабском подражании байроновскому “Манфреду”».

Написанная в 1843 году «Неосторожность» [2] остро пародировавшая напыщенно-фальшивую драматургию того времени, была высоко оценена В. Белинским как «вещь необыкновенно умная, но неэффектная для дуры-публики нашей…» [3]

Близость Тургенева с Белинским в 40-х годах еще более укрепила серьезное тяготение писателя к драматургии и его принципы реалистической эстетики, развивавшиеся, как и его творчество, под знаменем «натуральной» школы и пушкинских заветов реализма. К 1852 году Тургенев закончил остальные, разнообразные по жанру девять пьес: «Безденежье» [4], «Где тонко, там и рвется» [5], «Нахлебник» [6], «Холостяк» [7], «Завтрак у предводителя» [8], «Месяц в деревне» [9], «Провинциалка» [10], «Разговор на большой дороге» [11], «Вечер в Сорренто» [12].

Велика заслуга Тургенева-драматурга, создавшего после Гоголя новую острую комедию и положившего начало русской социально-психологической драме («Нахлебник» [6], «Холостяк» [7], «Месяц в деревне» [9]).

Мощным реализмом своих обличительно ярких характеристик и общественной значимостью пьесы Тургенева близки к его антикрепостническим, глубоко народным «Запискам охотника» и позднейшим романам.

Цензура преследовала пьесы Тургенева, подолгу запрещала их к представлению, требовала неоднократных переделок. «Нахлебник» был признан цензорами «совершенно безнравственным и наполненным выходками против русских дворян, представляемых в презрительном виде» [13]. Гонениям подверглись также первая репетиция веселой, блестящей комедии «Завтрак у предводителя» и пятиактный «Месяц в деревне» (первоначально «Студент») [14].

«Я поставил было себе в этой комедии довольно сложную психологическую задачу, но тогдашняя цензура, принудив меня выкинуть мужа и превратить его жену во вдову, совершенно исказила мои намерения», ― писал Тургенев в 1869 году, когда «Месяц в деревне», написанный в 1850-м году, появился в «первобытном виде».

У Тургенева, как и у Чехова, «весь смысл и вся драма человека внутри, а не во внешних проявлениях» ― не в кричащих эффектах резко выступающей динамичности.

Интенсивная сценическая жизнь пьес Тургенева подтверждает их огромную ценность. Большинство тургеневских пьес ставили в разное время Малый и Александринский театры. МХАТ [15], сыграв всего Чехова, пришли к Тургеневу, замечательно поставив «Месяц в деревне», а затем яркий, не менее интересный «Тургеневский спектакль (1-й акт «Нахлебника», «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»).

Тургенев писал для гениального М. Щепкина («Нахлебник», «Холостяк») [16], для Прова Садовского («Разговор на большой дороге») [17], В. Самойловой («Провинциалка») [18]. Великие актеры любили пленительные тургеневские роли, свободные от сухого дидактизма, богатые игровыми возможностями. Слава многих актерских имен связана с Тургеневым.

С первых же послеоктябрьских лет Тургенев ставился на советской сцене ― в Малом театре, МХАТ, Ленинградском академическом театре драмы и многих других [19]. С 1944 года с неизменным успехом играет Московский театр имени Ленинского комсомола «Месяц в деревне». Театр имени Е. Вахтангова показал недавно премьеру «Накануне» в инсценировке Арбузова. Пьесы Тургенева ставятся и в периферийных театрах. «Накануне» идет в далеком Магадане, «Вешние воды» ― в Новосибирске, «Месяц в деревне» ― в Череповце, в 24 театрах идет «Дворянское гнездо».

Однако драматургическое наследие Тургенева все еще недостаточно используется нашими театрами. В их репертуаре оно должно занять прочное место наряду с другими мировыми классиками.

Примечания

[1] Год создания драматической поэмы «Стено» - 1834 год.

[2] Жанр «Неосторожности» - комедия.

[3] Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1848). Полное собрание сочинений В. Г. Белинскаго [Текст]: в 12 томах / под ред. и с примечаниями С. А. Венгерова. Т. 12. С.-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 1900-1948. С. 166.

[4] «Безденежье» создана в 1845 году.

[5] «Где тонко, там и рвется» - в 1847 году.

[6] «Нахлебник» - в 1849 году.

[7]  «Холостяк» - в 1849 году.

[8] «Завтрак у предводителя» - в 1849 году.

[9] «Месяц в деревне» - в 1850 году.

[10] «Провинциалка»- в 1850 году.

[11] «Разговор на большой дороге» - в 1850 году.

[12] «Вечер в Сорренто» - в 1852 году.

[13] Выписка из журнала заседания С.-Петербургского цензурного комитета от 22 февраля 1849 года, куда вошли в основных своих частях оба донесения членов комитета, рассматривавших пьесу Тургенева, полностью опубликована: Лит Музеум, с. 369 — 370.

[14] «Завтрак у предводителя»: 11 октября 1849 года пьеса «Завтрак у предводителя» была допущена на сцену. В ноябрьской книжке «Современника» Некрасов упомянул о предстоящем появлении «Завтрака у предводителя» на Александрийской сцене, но разрешение на публикацию пьесы в журнале откладывалось с месяца на месяц из-за цензуры. Премьера состоялась 23 ноября 1849 г. в Москве. В результате Тургенев был вынужден переписывать пьесу из-за цензуры.

«Месяц в деревне»: Закончив работу над «Студентом» 22 марта 1850 года, Тургенев после собственноручной переписки пьесы отослал ее 8 апреля в Петербург, в редакцию «Современника». Однако в условиях усиления цензурно-полицейского гнета после процесса петрашевцев комедия уже в корректуре была запрещена цензорами С.-Петербургского цензурного комитета А. Л. Крыловым и И. И. Срезневским. Постановка «Месяца в деревне» впервые была осуществлена режиссером А. Богдановым на сцене московского Малого театра 13 января 1872 г.

[15] Александрийский театр: «Завтрак у предводителя» (1849, 1911/12), Провинциалка (1850, 1855-56, 1900, 1918) премьера «Холостяка» (1849), «Месяц в деревне» (1879, 1903), «Нахлебник» (1889), «Где тонко, там и рвется» (1891, 1908), «Вечер в Сорренте» (1893, 1899) «Безденежье» (1911-12), Малый театр: премьера «Завтрака у предводителя» (1849), «Нахлебник» ( с 1924), «Месяц в деревне» (1872, 1900),  МХАТ: «Месяц в деревне» (1909), «Тургеневский спектакль (1-й акт «Нахлебника», «Где тонко, там и рвется» (1912), «Провинциалка»), «Нахлебник» (1912, 1913), «Провинциалка» (1912).

[16] К омедия  1848 года «Нахлебник» предназначалась для бенефиса актёра  М. С. Щепкина. Первая редакция под названием «Нахлебник» была предназначена для третьего номера «Отечественных записок» 1849 года, но была запрещена цензурой 22 февраля 1849 года. Третья редакция пьесы 1861 года была сделана для бенефиса М. Щепкина и впервые опубликована в 1869 году.

Пьеса «Холостяк» в письме от 1 (13) марта 1849 г. к А. А. Краевскому, объясняя причины задержки обещанной ему пьесы «Вечеринка», Тургенев мотивировал свою неаккуратность тем, что «чёрт дернул» его «написать другую комедию в трех актах, опять для Щепкина». она назначена для бенефиса Щепкина — а оный бенефис но будет ранее генваря будущего года, то вам придется ждать еще долго<…> вы можете написать Щепкину и сказать ему, что „Холостяк“ назначен вам. Я, впрочем, уже сам об этом ему писал <…> Этот „Холостяк“ у меня много времени отнял.

[17] «Разговор на большой дороге» был опубликован с посвящением знаменитому московскому актеру этой поры П. М. Садовскому, в репертуаре которого новая «сцена» Тургенева сразу же утвердилась. Трудно сказать, имел ли Тургенев в виду П.М. Садовского как исполнителя сцены во время ее написания и присутствовало ли посвящение ему «Разговора» уже в рукописи. Известно, что сближение между автором сцены и ее чтецом произошло лишь после приезда Тургенева зимою 1850/51 г. в Москву. Вероятнее всего, имя П. М. Садовского появилось в тексте «Разговора» только в конце 1850 г. 

[18] «Провинциалка»: осенью 1850 г. Тургенев писал Самойловой: «Я имел не раз удовольствие видеть Вас на театре, — писал Тургенев Н. В. Самойловой, — и был бы очень рад написать для Вас и Вашего брата одноактную комедию, которой план уже составлен мною и даже первые сцены написаны. Смею надеяться, что Вы бы не отказались от Вашей роли.

[19] «Нахлебник» - с 1924 г. в Малом театре, в Ленинградском академическом театре драмы с 1968 г.

«Месяц в деревне» - Ленком (1944), Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки (1954), Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой (1969), Московский драматический театр на Малой Бронной (1977).

«Завтрак у предводителя» - Малый театр (1924), Государственная студия киноактера (1949).

«Вечер в Сорренто» - Московский Театр имени M. H. Ермоловой с 1941 года.

Статья подготовлена к публикации Ариной Киреевой, студенткой образовательной программой «История» Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.