Семинары НУГ
16.05.2023. Пятый семинар НУГ прошел совместно с «Варяжским клубом».
16 мая в Институте Русского Языка состоялся семинар НУГ с участием Ф. Б. Успенского и А. Ф. Литвиной. На семинаре Ф. Б. Успенский сделал доклад на тему: «Средневековая Русь и Скандинавия в зеркале имён собственных». В фокус внимания Фёдор Борисович поместил проблему изучения имён собственных в взаимосвязи с устройством древнерусского общества.
Так, отдельную категорию имён составляют княжеские имена. Механизм княжеского имянаречения таков, что за княжеским родом существовал ряд «зарезервированных» имён, которые, по имеющимся данным, не использовали иные сословия. Также имянаречение происходило с оглядкой на умерших предков: ребёнок мог быть назван в честь любого из умерших предков. Из-за такой сосредоточенности на именах собственного рода внутри княжеской семьи складывается собственный именослов.
Усложняется такая система и из-за уже христианских месяцесловов. Так у князей появляется несколько имён, которые так же, как и имена династии, могли становиться родовыми. Христианские имена для князей могли тщательно выбираться и образовывать искусные комбинации: к примеру, князь Святополк Изяславич (1050-1113) имел крестильное имя Михаил. Архангел Михаил считается предводителем Святого Воинства или «святого полка». Вторая подобная пара: Владимир Великий (в крещении — Василий).
Такая многоимённость существовала, как сообщает Фёдор Борисович, по-видимому, ещё и до христианизации. Первый сын Владимира Мономаха во всех западных источниках известен как Харальд. С одной стороны, это скандинавское имя предназначается для межэтнического взаимодействия или, вернее сказать, для удобства такого взаимодействия. С другой же — так звали дедушку Мстислава Великого (1076-1132) — Харальда Годвинсона (ум. 1066).
Скандинавские имена ещё долго присутствуют в письменных древнерусских источниках. Например, их много в договоре варягов с греками. Часть скандинавских имён не принадлежала княжескому роду и поэтому осталось просто именем, дожив до XVII-XVIII вв. Так, имя Хакон, превратившееся в Якуна, стало осмысляться как производное от имени Яков и дожило до упомянутого периода.
10. 04. 2023. Четвертый семинар НУГ с докладом Евгении Владимировны Буденной на тему: «(Не)стандартные имена древнерусских святых и церковных деятелей».
На четвертом семинаре выступила руководительница нашей научно-учебной группы Евгения Владимировна Буденная, и ее доклад был посвящен нестандартным сокращенным и гипокористическим именам древнерусских святых и церковных деятелей. В исследовании обращено внимание на домонгольский период, рассмотрены источники XI-XIII веков. В своем докладе Евгения Владимировна отталкивается от вариации наиболее употребительных христианских имен и начинает с рассмотрения общего принципа имянаречения святых в сравнении с близким контекстом: имена духовных лиц с высоким социальным статусом и неупотребимость формы на -ко. На этом этапе работы эксплицируется микровывод о значимости дополнительных функциональных характеристиках фонетического варьирования. Далее оптика доклада принимает более диахронически ориентированный оборот и Евгения Владимировна обращается к последующей эпохе. Так, к XIV веку наблюдается эволюция, и канонические полные имена, изначально фигурировавшие только в отношении святых, распространяются по отношению к любым лицам, в то время как усеченные формы в наречении князей не начинают употребляться никогда. Подтверждением неточности изначальной гипотезы о том, что упоминаемые в источниках персоналии имеют только низкий статус, являются найденные случаи называния святых неканоническими именами. Подробно рассматривается убедительность аргумента о том, что сокращенные формы имен у святых могут быть обусловлены греческим происхождением. В конце доклада, подтверждая свою преобразованную гипотезу, Евгения Владимировна структурирует возможные варианты наречения в случаях обращения как к персоналиям святых, так и церковных деятелей.
визуальная составляющая доклада Евгении Владимировны Буденной (PPTX, 119 Кб)
20. 03. 2023. Третий семинар НУГ с докладом Карины Щипаковой на тему «Михаил, Михаило и Михалко: о формах имени Михаила Черниговского»
Прошел третий семинар в рамках НУГа вообще и первый — на котором состоялся доклад участницы нашей группы. Исследовательница обратила внимание на вариативность используемых форм в одном конкретном имени «Михаил» при упоминании персоналии Михаила Черниговского. В ходе работы Карина Щипакова разграничила канонические и неканонические формы наречения князя, сфокусировавшись на последних. Далее оказалось важным проанализировать, как влияет тип источника упоминания на встечаемую вариацию имени. В своем исследовании студентка проследила распределение форм наречения в зависимости от типа памятника, времени его создания и семантизации имени.
Более подробно рассмотреть статистические наблюдения исследовательницы можно в презентации к докладу, которую мы с радостью прилагаем:
визуальная составляющая доклада Карины Щипаковой (PDF, 340 Кб)
28. 02. 2023. Второй семинар НУГ с докладом А. Ф. Литвиной "Христианское имянаречение в Древней Руси"
Состоялась вторая встреча с А. Ф. Литвиной, где участники НУГа и вольнослушатели оказались больше погружены именно в христианский контекст имянаречения. Анна Феликсовна обратила внимание на то, что противопоставление светского и духовного является скорее современной экстраполированной бинарностью, в то время как особенности древнерусского наречения в реальности не укладываются в двоичную систему. В продолжение обсуждения проблемы, обозначенной на первом семинаре — многоименность как черта средневековья — также было рассказала о процесе утраты двуименности в пользу одноименности.
Христианское имя в XII-XIII вв. стало переходить в категорию родового. Каждый новый князь, названный в честь своего предка как христианским, так и нехристианским именем, будто приобретал положительные их качества, а также доказывал свое право на власть. Однако князю может быть дано нелюбое христианское крестильное имя. Оно в XII в. подбирается из устоявшегося набора: Николай, Михаил, Андрей, Юрий, Георгий, Иоанн и др. Иных давать вроде было не принято, хотя четко прописанного запрета не существовала.
Анна Феликсовна во время своего рассказа выдвинула гипотезу о том, что такой пристальный интерес к многочисленным именам является чертой именной русского Средневековья, так как в Скандинавии даже священники в то время могли носить нехристианские имена.
Особое внимание на семинаре было уделено месяцесловам и принципу связывания имянаречения с датой рождения. В ранних месяцесловах зачастую имен на определенную дату не было или были неблагозвучно звучащие имена. Позднее зачастую так появлялось два христианским имени. Именины справляли по одному (точно по дате), а венчали и зваали в жизни по другому. Все эти механизмы причудливо переплетались, отразившись в раличных актах и документах.
Особое внимание при исследовании имянаречения обращается на гипокористические имена и социальное распределение различных имен. То, что сегодня звучит как пренебрежительное имя, до XV-XVI вв. могло не иметь никаких коннотаций. Позднее имена с уменьшительными суффиксами скорее носили люди с более низким социальным статусом.
Такие аспекты полиномии позволяют прочитывать древнерусские тексты, выявляя в них все новые и новые смыслы, недоступные человеку с современным представлением об имени.
14. 02. 2023. Первый семинар НУГ с докладом А. Ф. Литвиной и Ф. Б. Успенского "Древнерусского имянаречение: от одного до пяти"
А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский провели для участников НУГ и вольнослушателей первый семинар, вводящий молодых исследователей в круг проблем феномена многоименности в Древней Руси. Ведущие исследователи рассказали о том, как у человека русского средневековья (от домонгольского времени до XVII в.) могло появиться 5 имен.
Так, потребность во втором имени возникает еще и до крещения Руси (и продолжается после). Наличие второго имени было обусловлено необходимостью межэтнического взаимодействия (прежде всего со скандинавскими народами). Например, у Ярослава были сыновья: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав. Один из них совершенно точно обладал скандинавским именем Хольти, видимо. В скандинавско-европейских источниках он Хольти смелый, но ни в однойм русском источнике такого не найти. Другим примером предположительно является Китай, имя Андрея Боголюбского.
Некоторые имена могли носить апотропеический характер, т. е. для отпугивания злых духов. В таком случае имя давалось отталкивающее, чтобы злой дух точно не покусился на его обладателя (например, Томила, Наупокой, Катавасия, Трава).
С крещением мир старой полиномии начинает видоизменяться. Если раньше существовало многосоставное нехристианское имя, и оно могло закреплятся за определенным родом, то теперь появляется необходимость согласования сложившейся системы с необходимостью наличия у человека еще и крестильного имени. Родовое имя подтверждало династические притязания, а крестильное - имя перед Богом. Однако довольно скоро христианские имена становились такими же родовыми как и нехристианские. Такими именами становятся, например, Давыд, Роман, Борис и Глеб.
Если христианские имена становились родовыми, при крещении в соответствие с датой человек получал ещ одно христианское имя.Также получение новых имен могло быть связано со вступлением в монашеский чин: чаще всего монашеское имя (на первой ступени) монашества в таких случаях должны были начинаться на ту же букву, что и крестильное имя.
Также учеными были очерчены все упомянутые особенности бытования имен в разные века, что позволяет смотреть на ономастику и в ее диахронии. Кроме того, ученые поделились тем, как нетипичное на первый взгляд имянаречение может многое рассказать о властных взаимодействиях русских князей, дав новые смыслы при прочтении древнерусских текстов.
Также мы прилагаем: Аудиозапись лекции 14.02
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.