• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар арктической лаборатории: завершение обсуждения книги «The Siberian World»

В Арктической лаборатории прошёл заключительный семинар в серии семинаров, посвящённых обсуждению книги «The Siberian World». Сотрудники и сотрудницы лаборатории рассказали о прочитанных главах из двух последних разделов коллективной монографии.

Сотрудники и сотрудницы лаборатории на семинаре

Сотрудники и сотрудницы лаборатории на семинаре
© Инна Зибер

«The Siberian World» – это коллективная монография, посвященная социальным исследованиям Сибири. Лаборатория Севера и Арктики посвятила несколько семинаров её обсуждению. Один из этих разделов, главы из которого обсуждались на этом семинаре,  посвящён «религиозной мозаике» Сибири, а другой – истории Сибири, а также истории исследований Сибири.

Татьяна Симонова поделилась своими впечатлениями о главе «Contemporary shamanic and spiritual practices in the city of Yakutsk». В этой главе Лена Сидорова рассказывает о своём полевом исследовании шаманов и целителей в Якутске. Во времена Советского союза шаманизм среди якутов преследовался – из-за чего к девяностым годам традиция оказалась практически полностью прервана, но некоторые люди в Якутии пытаются создать её заново. И Лена Сидорова рассматривает то, какие практики есть у современных шаманов и целителей Якутска, и как эти люди себя воспринимают.

Елизавета Бесараб тоже рассказала о современном шаманизме, на этот раз – у нанайцев. Она пересказывала главу Татьяны Булгаковой  «Nanai post-soviet shamanism: “True” shamans among the “neo-shamans”». У нанайцев нет такого сильного разрыва в традиции шаманизма, с которым пришлось столкнуться якутам – но всё же  шаманы старших поколений часто не готовы признать новое поколение шаманов шаманами. Шаманы из нового поколения тоже по-разному относятся к более старшим шаманам: одни стремятся добиться их уважения, другие – противопоставляют себя им. О причинах такого поколенческого разрыва и его устройстве и рассказывает Татьяна Булгакова.

Далеко не все религиозные практики народов севера сводятся к шаманизму. Например, о ритуалах чукчей рассказывается в главе «Feeding the gi’rgir at Kilvei: An exploration of human-reindeer-ancestor relations among the Siberian Chukchi», которую разобрал сотрудник лаборатории Иван Стенин. В этой главе Жанетт Люккегор рассказывает о своих полевых исследований ритуалов, которые чукчи совершают во время весеннего праздника Кильвей, и о том, как в этих ритуалах отражаются представления чукчей о предках, посмертии и связи людей с другими объектами мира.

Последним выступал сотрудник лаборатории Алексей Виняр. Он анализировал главу «Archaeology of shamanism in siberian prehistory», которую написал Фэн Цюй. Эта глава тоже оказалась связана с основной темой семинара – религией народов Севера. Культура многих из этих народов долго оставалась бесписьменной, поэтому источников данных о том, был ли у них шаманизм в прошлом, мало. Одним из таких источников могут служить археологические находки, но по ним сложно восстановить нематериальную культуру. Фэн Цюй рассматривает три подхода к тому, как решить эту проблему. Эти три подхода – это поиск следов шаманизма в прошлом с опорой на то, что существует универсальная модель шаманизма; поиск изображений, которые бы свидетельствовали о том, что люди прошлого входили в определенные трансовые состояния; и поиск следов анимизма при отказе от универсальной модели шаманизма.