• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

Круглый стол "Идеализм в философии советского времени: сопротивляясь идеологии"

0+
Мероприятие завершено

30 октября в 18:00 состоится круглый стол "Идеализм в философии советского времени: сопротивляясь идеологии" в формате онлайн.

Уважаемые коллеги! НУЛ Трансцендентальной философии приглашает вас на круглый стол “Идеализм в философии советского времени: сопротивляясь идеологии”.

Мы предлагаем пересмотреть значение идеализма как теоретического ресурса советской интеллектуальной культуры. Как система убеждений диалектический материализм в советское время стал дисциплинированно фиксированной и трансмиссивной формой мировоззрения. Он был противопоставлен идеализму как теории, существовавшей в изоляции от практики и/или замаскированной вредной практики. Но даже убеждённые диалектики, такие как историк и философ математики Софья Яновская или философ Эвальд Ильенков, искали способ сохранить идеализм, даже как ошибочную и ограниченную форму мысли.

Ожидаются доклады:

Светлана Климова (НИУ ВШЭ) “Лосев и Шкловский: две стратегии анти-марксистского мышления в стране Советов”.
В докладе рассматриваются концепции А.Ф. Лосева и Мих. А. Лифшица, в которых демонстрируются два способа описания мифа в советской философии сознания. Прослеживается глубинная связь теории мифа Лосева с идеями Серебряного века, в частности – с приемом остранения у В.Б. Шкловского. Миф и остранение снимают «культурно-символическое содержание мира», сосредоточиваясь на форме, его репрезентирующей, и стремятся возвратить человеку ощущение подлинности мира. Метод остранения формалистов и лосевское понятие мифа трактуют текст как репрезентант реальности, тем самым предвосхищая постструктуралистскую установку конца XX века.

Татьяна Левина (НИУ ВШЭ) “Яновская, Витгенштейн и Тьюринг”.
Встреча Софьи Яновской с Людвигом Витгенштейном считается “поворотом” в миросозерцании “красного профессора” и рьяной защитницы диалектического материализма к математической логике и абстракциям. Однако, было ли это поворотом? Или, скорее, везением, случайной возможностью поговорить с человеком, который может свободно заниматься философией? По мнению Вадима Васильева, кухня ее коммунальной квартиры стала местом зарождения аналитической философии в СССР. Известно, что 50-е гг. охарактеризованы борьбой с кибернетикой в советской науке. Однако, в 60-е Яновская пытается ответить на аргументы диалектиков, критиковавших Тьюринга, объясняет, чем важна эта работа для советской науки. Публикация ею книги “Может ли машина мыслить?” стала важным источником развития аналитической философии и философии сознания в СССР и России.

Михаил Немцев (независимый исследователь) “Идеализация и схематизация в методологии школы Г.П. Щедровицкого: две историко-философские интерпретации".
Многолетняя деятельность Московского методологического кружка (ММК), направляемого Г.П. Щедровицким, хорошо документирована, но с точки зрения истории философии до сих пор исследована очень фрагментарно. В выступлении речь пойдёт о двух познавательных процедурах, существенно важных для формирования идеологии их «методологии». Затем будут рассмотрены две возможные историко-философские интерпретации этой идеологии и основанных на ней коммуникативных практик. Это анализ методологии как «проекта и стиля авангарда» в последней работе В. Подороги, и обсуждение места «методологии» в идеологическом противостоянии внутри официальной философии в позднем СССР.

Виктория Файбышенко (СФУ) “Идеализм как конструкт, предел и утопия советского материализма”.
М. К. Мамардашвили описал отношения с реальностью, характерные для советской интеллектуальной культуры как «отношения определенной болезненной идеальности».
Поэтому нам кажется разумным различать функцию, которую «идеализм» исполняет в философских и идеологических дискуссиях как маркер «чужого», и постоянную борьбу за аппроприирование «элементов идеализма», которые советские философы и ученые могли бы включить в канон в качестве «своего». Динамика «идеализации» советского материализма заслуживает отдельного исследования. Мы проследим сложности перевода идеалистического в материалистическое на примере дискуссии о романе и эпосе с участием Лукача. Лившица, Переверзева, Усиевич и др.

Регламент круглого стола: доклады: по 15 минут, далее - общая дискуссия.
Для получения ссылки на zoom высылайте ФИО+место работы/учебы на email: postnikovatv@gmail.com