Состоялась дискуссия, посвященная истории и памяти вещей в рамках выставки-инсталляции «Реинкарнация покинутых»
17 марта в Школе философии и культурологии прошла художественно-философская встреча в стенах выставки «Реинкарнация покинутых». Рассказ о проекте и последующая дискуссия были посвящены вопросам способности предметов сохранять память и их трансформации в художественные артефакты с уникальной историей
Выставка-инсталляция художницы Елизаветы Ермаковой представила зрителям объекты, некогда утратившие свое утилитарное значение. В рамках мероприятия художница рассказала о процессе создания работ: о переосмысления и преобразования сущности найденных объектов, о процессе наполнения вещей новыми смыслами и интерпретациями. Она рассказала о том, как каждый предмет стал своеобразным носителем памяти, рассказывающим о прошлом через царапины, трещины и следы времени и как подобный подход позволил взглянуть на вещи как на хранителей человеческих историй и переживаний.
Теоретический и философский анализ дали куратор выставки — искусствовед, преподаватель и арт-критик Дмитрий Олегович Буткевич — и организатор выставки в стенах Школы философии и культурологии — руководитель магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства», главный редактор журнала «Логос» Валериан Валерианович Анашвили.
Медиаторы выставки — студенты программы «История художественной культуры и рынок искусства» — поделились опытом взаимодействия зрителей с инсталляцией и рассказали, как восприятие объектов меняется в процессе диалога. Было проведено сравнение оригинальной экспозиции в галерее «a-s-t-r-a» и в Школе философии, а также творчески переосмыслен опыт зрительского участия в обеих экспозициях.
Во время дискуссии были подняты вопросы о природе вещей и их связи с человеческой памятью. Обсуждалось, как вещи накапливают следы прошлого и можно ли считать их самостоятельными носителями памяти. Участники размышляли о том, какое значение придает человек объектам, оживляя и меняя их актом вовлечения в свою жизнь. Кроме того, была затронута тема утилитарности и художественной ценности предметов, а также границы интерпретации и соучастия зрителя в создании новых смыслов. Рассмотрены важные аспекты герменевтики и восприятия искусства. Участники обсудили, как акт интуитивного “погружения художника в предмет” может быть интерпретирован как форма герменевтики, что происходит с памятью об объекте при утрате его первоначальных владельцев и есть ли будущее у вещей, утративших свой функциональный смысл. Был поставлен вопрос о возможности феноменологического переживания внутреннего измерения памяти объекта. Участники размышляли, можно ли считать физическую поверхность предмета своеобразным текстом, по которому можно прочитать его историю. В рамках дискуссии был поднят вопрос о границах интерпретации и о том, способен ли художник раскрыть субъектность вещи. Также прозвучали вопросы о существовании «души» у вещей и роли тотемистической практики в её раскрытии. Поднятая тематика затронула философские аспекты восприятия артефактов и художественных объектов. Модератором дискуссии выступила Майя-София Жуматина — аспирантка Школы философии и культурологии, сотрудник Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии.
Выставка «Реинкарнация покинутых», представленная ранее в галерее «a-s-t-r-a» в 2024 году, обрела новый импульс,т благодаря активному вовлечению зрителей и участников обсуждения.
Мероприятие, проведенное на базе НУЛ трансцендентальной философии стало новой вехой в диалоге о природе предметов, их истории и способах сохранения памяти, что еще раз подтвердило актуальность обсуждений в современном искусствоведческом и философском дискурсе.
Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии: Стажер-исследователь