• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Левина выступила с докладом “Софья Яновская и появление аналитической философии в СССР" на конференции Европейского общества истории науки совместно с Британским обществом по истории науки в г. Лондон

15 сентября 2018 г. Татьяна Левина выступила с докладом “Софья Яновская и появление аналитической философии в СССР" на секции “Tribute to Masters: Russian and Soviet Historians of Science of the 19th and 20th century” конференции Европейского общества истории науки совместно с Британским обществом по истории науки в г. Лондон.

Татьяна Левина выступила с докладом “Софья Яновская и появление аналитической философии в СССР" на конференции Европейского общества истории науки совместно с Британским обществом по истории науки в г. Лондон

15 сентября 2018 г. Татьяна Левина выступила с докладом “Софья Яновская и появление аналитической философии в СССР" на секции “Tribute to Masters: Russian and Soviet Historians of Science of the 19th and 20th century” конференции Европейского общества истории науки совместно с Британским обществом по истории науки в г. Лондон. Центральной фигурой исследования является Софья Александровна Яновская (1896-1966), историк и философ математики, профессор механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Ее биография нетривиальна. Софья Яновская всегда хотела заниматься математикой, но в ее время женщин в университет не принимали. В 1914 году ее приняли на Высшие женские курсы в Одессе, куда ее родители переехали в поисках лучшего образования для своей дочери. В 1918 году она стала коммунисткой, присоединившись к одесскому отделению Красного креста и впоследствии занималась политработой. Партийная организация в Одессе направила ее в Институт Красной профессуры в Москву, где она, после большого перерыва, смогла вернуться к занятиям математикой (1924-29 гг.).

В 1935 году она стала профессором Московского университета, в ее обязанности входило не только читать лекции по математике, но и вести идеологическую работу по коммунистическому строительству на факультете. Вместе с другими Красными профессорами (такими известными коммунистами-математиками как Э. Кольман и М. Выгодский) они были обязаны бороться с буржуазными элементами в науке (вспомним громкое «Дело Лузина»). Когда в 1930 году на конференции ее спросили, чем она собирается заниматься и выяснилось, что математической логикой, ее собеседник был искренне удивлен тому, как можно заниматься столь абстрактными темами в «это время». А время было действительно страшное. Борьба с формализмом перекинулась на математиков и идеологи нещадно боролись с «идеализмом в науке», то есть с формальной наукой, так как именно за, казалось бы, объективными и точными формулами может скрываться страшное лицо врага – интуиционистская математика, а там и монархизм, черносотенство, троцкизм.


Тем не менее, Яновская пытается оставить свою идеологическую роль и большевистское прошлое и развивает математическую логику в СССР несмотря на постоянные нападки диалектических материалистов. С 1947 года по ее инициативе и под редакцией выходят труды Гильберта и Аккермана, Тюринга, Тарского, Крипке и др. Она основывает семинары по математической логике и истории математики на механико-математическом факультете МГУ и много занимается организационной деятельностью. Тем не менее, математики отзываются о ней как об «экзегете», которая не строила никаких математических теорий, занимаясь лишь повторением чужих. К началу 2000-х о ней не было написано ни одной книги, не считая нескольких юбилейных статей и отзывов учеников в сборнике «Женщины – революционеры и ученые» (1985). В последние несколько лет силами ее учеников вышло несколько сборников ее неопубликованных работ и книга воспоминаний (Б.В. Бирюков).

Валентин Бажанов, философ науки, считает, что Софья Яновская – слишком важная фигура в развитии науки в СССР, чтобы обходить ее молчанием, несмотря на ее большевистское прошлое. В конце концов, именно великие ученики Николая Лузина, Александров и Колмогоров, были орудием его репрессий. Бажанов предлагает непредвзято отнестись к ее судьбе, не закрывая глаза на прошлое, но и не умаляя ее заслуг в последние десятилетия жизни.

Cайт конференции
http://eshs2018.uk