• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А.А. Шиян «Трансцендентализм Б.В. Яковенко в философском контексте его времени: феноменология и\или неокантианство».

5 декабря 2018 года на заседании НУЛ трансцендентальной философии выступила Анна Александровна Шиян – доцент философского факультета РГГУ с докладом «Трансцендентализм Б.В. Яковенко в философском контексте его времени: феноменология и\или неокантианство». 

Доклад был посвящен исследованию роли и места философского наследия Б.В. Яковенко в русской философии. С одной стороны, будучи  учеником Риккерта и Виндельбанда, философ был близок к неокантианцам, находясь в оппозиции к религиозно-философской традиции того периода. С другой стороны, взгляды В.Б, Яковенко, имплицитно содержащиеся в его творчестве, имеют гораздо больше общего с религиозной философией, чем с наукообразной неокантианской традицией.  

В докладе были затронуты следующие вопросы: был ли Яковенко неокантианцем? Как Яковенко критикует теоретико-познавательные концепции современности? Каковы философские основания трансцендентализма Яковенко?

Одной из наиболее трудных моментов исследования стало выявление его   собственной позиции. Это связано с спецификой стилистики творчества философа, так как большая часть его текстов является ничем иным, как критическим анализом позиций современников.

Особый интерес выражается в пересечении разных контекстов: например – то, за что Яковенко критикует Гуссерля, сам Гуссерль затем осмысляет как проблему, поддающуюся решению. Таких примеров много и всех их объединяет  общая атмосфера философии того времени. Яковенко предстал как фигура промежуточного типа: философ, находящийся между феноменологией и неокантианством. Будучи критиком и тех, и других, сам Яковенко не предлагает ясно выраженной позиции, но ближайшей аналогией был бы «платонизм, преломленный через неокантианство».

В итоге, А.А.Шиян сделала выводы о месте и роли В.Б. Яковенко в истории русской и мировой философии.