• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диана Гаспарян и Татьяна Левина на ежегодном съезде Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований

Сотрудницы лаборатории Диана Гаспарян и Татьяна Левина организовали секцию “Идеализм как сопротивление? Как советские ученые адаптировались к государственной идеологии (1940-1970-е гг.)” на ежегодном съезде Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований 2019 г.

Диана Гаспарян и Татьяна Левина на ежегодном съезде Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований

В рамках данной секции съезда было пересмотреть значение идеализма как теоретического ресурса в советской интеллектуальной культуре. Как система верований, диалектический материализм в советское время стал дисциплинарно закрепленной и передаваемой формой мировоззрения. Он выступал против идеализма как теории, которая существует в отрыве от практики и/или замаскированной вредной практики. Но даже убежденные диалектики, такие как историк и философ математики София Яновская или философ Эвальд Ильенков, искали способ сохранить идеализм, даже как ошибочную и ограниченную форму мышления. Уже обсуждая различные концепции платонизма в 60-х годах, Яновская описывает их авторов как ошибочных, но важных для становления науки. Она находит язык описания, позволяющий обсуждать идеализм в рамках диалектического материализма. Таким образом, можно говорить о втором смысле "веры": собственной вере философов в необходимость (критического) восприятия идеализма. Именно такая неоднозначная критика блистает в текстах советских философов и даже учебниках - под видом критики идеализма многие из них сами передавали идеалистические учения. Такой прием стал заметным признаком производства гуманитарных и социальных знаний в позднесоветской культуре.

Ниже представлены абстракты выступлений Д.Э. Гаспарян и Т.В. Левиной. 


Д.Г. 
"То, что здесь написано - ложь": Идеализм как пустое место советской философии 

В гуманитарных текстах советского периода можно найти примеры текстов, которые лучше всего иллюстрируют идею П. Слоттердайка о "просвещенном цинизме". Эта идея находит свое живое воплощение в уникальном явлении особого письма и чтения, которое было реализовано советскими гуманитарными науками. В качестве примера таких текстов, написанных в специальном режиме кодирования, которые содержали необходимые положения обхода цензуры и сопровождались всеми идеями, угодными господствующей идеологии, которые по большей части не были связаны с содержанием, рассмотрим некоторые русские советские учебники, такие как знаменитые русские учебники по философии под редакцией Спиркина, Фролова и некоторые другие.


 

Т.Л.
Внутриидеологические формы идеализма: София Яновская и "Красный профессориат".

Софья Яновская (1896-1966), профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, внесла значительный вклад в развитие математической философии в СССР в эпоху марксистско-ленинской идеологии. Получив образование в Институте "Красной профессуры" в 1935 году, она начала с критики буржуазных типов мышления, а именно всех форм идеализма, привития идеологии диалектики марксизма-ленинизма в области математики. Но внезапно Яновская изменила свою стратегию: более поздний период ее жизни был посвящен защите математической логики и философии математики от критики со стороны сторонников диалектического материализма.