• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В рамках лаборатории прошла дискуссия на тему «Шестов и Спиноза»

28 июня в рамках собрания НУЛ Трансцендентальной философии прошло обсуждение мысли Л.И. Шестова и Б. Спинозы. В качестве основного спикера выступил Владимир Натанович Порус.

В рамках лаборатории прошла дискуссия на тему «Шестов и Спиноза»

 

Владимир Натанович рассказал о критике рационализма Спинозы Львом Шестовым, о его иррационалистской философской программе, о проблемах аффектов, любви и Бога — которого Спиноза обезличил и тем самым «убил».

«Инвективы в адрес рационализма, в частности, рационализма Нового времени, — лейтмотив всех рассуждений Л. Шестова. Спиноза, как его понимает Шестов, олицетворение этого рационализма, философ, наиболее полно выразивший его суть. Она – в проекте культуры, основанном на всецелом подчинении человеческой жизни вечным и неизменным законам Разума. Эти законы властвуют безраздельно не только над человеческой жизнью и миром, как средой обитания человека. Они составляют существо Бога», — утверждает Владимир Натанович.

Были также представлены доклады студентов и сотрудников НУЛ. В качестве модератора дискуссии выступила Софья Данько, старший научный сотрудник НУЛ Трансцендентальной философии.

Дарья Хохлова, стажёр-исследователь НУЛ, представила доклад «Что рационалистического в философии Спинозы?». Она рассказала о критике эмпиризма в философии Спинозы на примере его переписки о Бойле с Ольденбургом. Также она затронула вопрос о различии трёх родов познания на основе фрагментов из «Этики», согласно которому высшим родом познания является интуиция, а не математика. Далее Дарья рассказала о критике религии в «Богословско-политическом трактате» и важности «естественного познания», которое связано напрямую с Богом, однако может быть доступным для всех людей в отличии от знания пророков.

Доклад «Различия между субстанциональным и модальным уровнем у Спинозы» представил Денис Манаков. Было показано, почему мера, время и число относятся только к модальному уровню и не могут применяться к субстанции, где все неразделимо, а также почему для описания человеческого познания необходима дихотомия двух уровней.

Третий доклад «Спиноза о дружбе и политике» представила Анна Ерошенко, стажёр-исследователь НУЛ. Она обратилась к вопросу о том, что у Спинозы слабо развито понятие дружбы, хотя ему уделяется внимание в «Этике». Правильно определить понятие дружбы можно только в оппозиции с концептом спинозистской любви. Был выдвинут тезис о том, что понятие дружбы может быть вписано в политическую философию Спинозы и его критику разных форм правления.

В.Н. Порус ответил на доклады важными замечаниями касательно интуиции, противоречий в математических рассуждениях, дружбы и любви у Спинозы. В дальнейшем открытом обсуждении приняли участие докладчики, студенты, аспиранты ВШЭ и слушатели. В частности, были подняты вопросы о рецепции Спинозы в XX в. в советской традиции (Ильенков), во французской послевоенной традици (Геру, Алкье, Делез, Матреон), об альтюссеровском и лакановском прочтении Спинозы.