• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

20 мая состоялся доклад М. Мирошниченко «Абстракция, рекурсивность и медиация: о некоторых концепциях трансцендентального в континентальной философии».

На фото: М. Мирошниченко

На фото: М. Мирошниченко

Описание доклада:

Доклад начался с подробного описания вызовов современному трансцендентализму со стороны материализма, физикализма, натурализма, спекулятивного реализма и т. д (в качестве примера докладчик указывает на аргументы К. Мейясу и Т. Метцингера). Проблематика трансцендентального фактически вытесняется всеми этими концепциями из философского рассмотрения. Тем не менее аргументы от физиологической детерминированности образа мира, который мы получаем за счет обработки чувственных данных восприятием субъекта, не являются новыми. Они так или иначе были озвучены еще в XIX веке энергетистами и материалистами, а ответ на подобного рода аргументацию можно найти у Гуссерля. Однако упомянутые аргументы были высказаны в новом контексте, а значит осовремениванию подлежит и ответ на них.

Один из источников нового ответа докладчик видит в современной феноменологии, а именно в той ее части, которая склонна к натурализации, т. е. к переводу феноменологии на язык, релевантный для современного естествознания. В качестве примера такого подхода докладчик приводит и подробно описывает энактивизм Ф. Варелы и нейрофеноменологию. Утверждается, что эмпирические исследования в области феноменологии помогут по-новому концептуализировать трансцендентальное. Подчеркивается, что трансцендентальное здесь необходимо понимать в феноменологическом смысле. Например, Эван Томпсон определяет трансцендентальное не как некоторые априорные структуры, а как то, чего невозможно избежать. Трансцендентальное в современной феноменологии можно понимать как условие возможности эмпирического и одновременно как то, что вычленяется из самого опыта.

Помимо этого, докладчик считает, что вследствие настойчивого вытеснения трансцендентального из сферы философского рассмотрения, на сегодняшний день мы можем найти его следы в дисциплинах, которые весьма косвенно относятся к философии. Например, в теории медиа, культурной теории, теории коммуникации. В качестве примеров такого рассмотрения трансцендентального докладчик приводит концепцию абстракции В. Флюссера и рассуждения о рекурсивности Ю. Хуэя.

Докладчик заключает, что проблематика трансцендентального сегодня нуждается в междисциплинарном осмыслении. На стыке теории медиа, различных эмпирических дисциплин (нейрофизиологии, когнитивной науки и т. д.) и нейрофеноменологии мы можем найти возможность для возобновления, оправдания и переосмысления проблематики трансцендентального.

В дальнейшей дискуссии были подняты вопросы о трансцендентализме как о форме философского знания, оправданности натурализации феноменологии, возможности этических суждений на почве нейрофеноменологии, необходимости перспективы Бога для возобновления трансцендентальной метафизики и о многом другом.

Электронная почта для связи с М.Д. Мирошниченко: jaberwokky@gmail.com.